№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6001 | Введение. Исследуется актуальная проблема развития международной образовательной программы «Step by Step». Проведенный анализ социологических, психологических, педагогических, методических работ известных отечественных и зарубежных ученых и практиков позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы как за рубежом, так в России и Казахстане. Материал и методы. Исследование проводилось на основе использования теоретических и эмпирических методов, основным из которых был анализ взаимодействия участников образовательного процесса, а материалом исследования послужили уроки естественно-математического цикла в начальной школе. Данная работа проводилась в три этапа. Первый этап заключался в определении основных теоретико-методологических положений для постановки проблемы, проанализирована степень ее изученности, определены общие положения. Второй этап состоял в выявлении особенностей применения «Step by Step» в классно-урочной модели начальной школы. Третий этап заключался в анализе результативности обучения детей с применением технологии «Step by Step». Результаты и обсуждение. Проведенный сравнительный анализ позволил рассмотреть историко-педагогические аспекты проблемы развития данной программы за рубежом, в России и Казахстане, а также обосновать правомерность употребления термина технология применительно к «Step by Step». Представленный анализ понятий «технология», «образовательная технология», «педагогическая технология» доказывает возможность употребления термина «технология» относительно «Step by Step». Большое внимание уделяется проблеме социальной компетентности современного ученика начальной школы и ее развитию в условиях начальной школы. Заключение. Историко-педагогический анализ развития «Step by Step» позволяет понять суть и основную идею данной технологии. Цель образовательного процесса заключается в развитии личности ребенка, ее индивидуальности, неповторимости на основе убеждения и веры, с учетом особенностей собственной «внутренней модели мира», структуры его субъективного опыта, где субъектные отношения построены на принципах индивидуализации сотрудничества, партнерства и свободы выбора деятельности. Применение технологии «Step by Step» повышает ценность обучения за счет принципиально нового демократичного подхода, соответствующего нормам сегодняшнего дня и содействующего динамичному сотрудничеству всех сторон образовательного процесса, во время которого происходит и совершенствование отдельно взятого индивида. Ключевые слова: технология, международная программа, сравнительный анализ, «Step by Step», начальная школа | 787 | |||||
6002 | Раскрыты возможности дополнительного образования в воспитании и социализации детей и молодежи в условиях современной образовательной парадигмы. Описаны риски и дефекты социализации подрастающего поколения в современном обществе. Акцентировано внимание на содержании принципа усиления социальной составляющей системы дополнительного образования. Проведен анализ требований современной нормативно-правовой базы образования РФ в области создания условий для социализации и саморазвития детей и молодежи в сложившихся социальных условиях. Вариативность дополнительного образования и усиление социальной составляющей представлены как ведущие тенденции развития системы дополнительного образования для детей и молодежи в современной России. Ключевые слова: воспитание, социализация, дефекты социализации, социальные риски, гуманитарный кризис, вариативность образования, саморазвитие | 786 | |||||
6003 | Проведен анализ превербов в восточных диалектах хантыйского языка. Превербы определяются как наречные, обычно лативные частицы, пространственные модификаторы глагола. Они занимают место перед глаголом и в значительной степени связаны с ним морфосинтаксически. Сочетаясь с глаголами, они модифицируют значение глагола и функционируют как формирующий новое значение элемент. В восточных диалектах2 хантыйского языка к наиболее употребительным превербам относятся: ä rəɣ, jok͔, jornam, i̮l, il, kü m, niɣ, noɣ, nuk͔, n’ul, pərtä ɣ, tŏ ɣi̮. Ключевые слова: хантыйский язык, преверб, наречие, грамматикализация | 786 | |||||
6004 | Представлен анализ опыта реализации социокультурного проекта «Сохранение архитектурного генофонда Сибири: каталог томских наличников (Татарская слобода)» в сентябре–ноябре 2015 г. Отражены следующие аспекты проектной деятельности: организаторская, командная, научно-исследовательская, а также апробация метода натурного обследования 223 деревянных архитектурных объектов. Результатами проекта стали следующие: создание интернет-презентации наличников Татарской слободы как начальной базы данных для дальнейших научных исследований, оценка сохранности деревянного декора, научные публикации, посвященные проблеме сохранения деревянного зодчества в Томске. Вместе с тем было выявлено количественное и видовое разнообразие наличников Татарской слободы, их территориальное распределение, выделены наиболее богатые уникальными наличниками улицы как перспективный маршрутный район для воспитания городского патриотизма и развития туризма. Реализация подобных социокультурных проектов является не только сферой социализации молодежи, но и необходимым условием их профессионализации. Ключевые слова: социокультурный проект, сохранение культурного наследия, деревянное зодчество, декор, наличники, воспитание городского патриотизма | 786 | |||||
6005 | Цель данной публикации – обозначить основные результаты и выводы по итогам исследования на выявление уровней методической готовности будущих и практикующих учителей иностранного языка. Задачи исследования включали не только выявление разницы в уровнях их методической готовности, но и определение трудностей в методической деятельности, методических знаниях и умениях, приоритетности (признание эффективности) основ методической подготовки. Методическая готовность, определяемая на основе решения учебных методических задач и проблемных ситуаций, ранжировалась по трем уровням: низкий, средний, высокий. Критериями успешности выполнения данных заданий являются: самостоятельность, критичность, продуктивность, сопровождение примерами. Наряду с ними учитывались владение методической терминологией, обоснованность методов, форм, средств обучения, объективность анализа и самоанализа профессиональной деятельности и другие. Ключевые слова: методическая готовность, уровень методической готовности, учитель иностранного языка, практикующий учитель, будущий учитель | 786 | |||||
6006 | Предпринята попытка рассмотреть проблемы, связанные с обучением русскому языку как иностранному в высших учебных заведениях Китайской Народной Республики, а также предложить пути их решения с опорой на опыт преподавателей Муданьцзянского педагогического университета. Проанализировано состояние методики преподавания русского языка как иностранного в вузах Китая с учетом современных требований, предъявляемых к квалификации выпускника. В качестве главных проблем обозначен низкий уровень словарного запаса студентов и плохое владение устной речью. Для решения этих и других трудностей предлагается использовать в методике преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории комплексный подход, ориентированный на сочетание традиционных приемов и современных коммуникативных методов. Освоение такого подхода проиллюстрировано на примере работы коллектива преподавателей Муданьцзянского педагогического университета с описанием конкретных технологий обучения. Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, вузы Китая, коммуникативные методы обучения, технологии обучения | 786 | |||||
6007 | Изучается вопрос об экстралингвистических факторах, детерминирующих свойства языковых единиц научного дискурса вообще и категории авторизации в частности. Приводится перечень экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на авторизацию. Подчеркивается важность учета экстралингвистического фона порождения научного текста при анализе функционирования авторизационных показателей. Описывается вклад когнитивно-дискурсивной парадигмы в понимание внелингвистической обусловленности смыслосодержательной основы научного текста и сопутствующей ей личностно-психологической рефлексии субъекта. Ключевые слова: авторизация, научный дискурс, экстралингвистические стилеобразующие факторы, эпистемическая ситуация, субъект научной деятельности | 786 | |||||
6008 | Непрерывное обновление арсенала технических средств, особенно в области информационно-коммуникационных технологий, ставит перед людьми, готовящими будущих работников высокотехнологичных отраслей деятельности, дилемму: что выбрать в качестве ориентира образования – набор компетенций или настоящую компетентность? Но есть ли здесь противоречие? В статье ставится вопрос о воспитании компетентного специалиста в рамках подготовки функционера, обладающего набором компетенций. На примере дисциплины «Основы информатики» показывается, как из исполнителя команд формируется управленец, обладающий системным мышлением и решающий задачи с использованием доступного жизненного опыта. Ключевые слова: управление, компетенции, компетентность, задача, информационные технологии | 785 | |||||
6009 | Показана роль помещиков и купцов Курской губернии в реализации проекта М. Пузанова по приведению реки Сейм в судоходное состояние. Рассматриваются отдельные проблемы, возникшие во время строительных работ, в частности проблемы финансирования и пути их решения. Основное содержание исследования составляет анализ обстановки, сложившейся при строительстве системы шлюзов Александрийского водного пути, который позволяет выявить причины разногласий и неоднозначных оценок данного проекта представителями различных сословий губернии, а также определить степень их участия в реализации проекта. В научный оборот вводятся малоизвестные документы, представленные Государственным архивом Курской области, о деятельности щигровского помещика М. Пузанова, активно воплощающего замысел организации судоходства по Сейму от Курска до Киева и далее к черноморским портам. Ключевые слова: Сейм, судоходство, помещики, купцы, Курская губерния | 785 | |||||
6010 | Анализируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции будущих специалистов высшей технической школы, рассматриваемые в качестве основы профессионально-нравственной устойчивости обучающихся. Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности. Профессиональная культура исследуется с точки зрения аксиологического компонента как совокупность устойчивых ценностей в сфере будущей профессиональной деятельности при личностно значимой объективизации их студентом. Профессионально-нравственная устойчивость анализируется как состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Выделены основные общие профессионально значимые качества личности и компетенции будущих специалистов, составляющие основу их профессионально-нравственной устойчивости. Ключевые слова: профессионально-нравственная устойчивость, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, профессиональная культура, интегративное качество | 784 | |||||
6011 | Рассматривается квазипрофессиональная деятельность, организуемая в рамках контекстного обучения как возможность формирования профессионально-педагогических компетенций студентов. Показано место квазипрофессиональной деятельности в поэтапной профессиональной подготовке будущих специалистов. Указаны задачи кабинета квазипрофессиональной деятельности по предшкольному образованию детей. Рассмотрение данных задач объясняется убеждением автора в том, что квазипрофессиональная модель обучения в полной мере может быть реализована не только в учебных аудиториях, но и в других практико-ориентированных образовательных пространствах высшей школы. В результате поэтапного включения будущих специалистов в контекстную квазипрофессиональную деятельность у студентов педагогического вуза формируются необходимые базовые компетенции. Ключевые слова: предшкольное образование, квазипрофессиональная деятельность, моделирование, контекстное обучение, профессионально-педагогические компетенции | 784 | |||||
6012 | Рассматривается история развития науки о цвете, содержание дисциплины «Цветоведение и колористика» для студентов направления «Дизайн». В вопросе соотношения интуиции и научного подхода в преподавании колористики обозначается значимость научного подхода в подготовке дизайнеров. Представлена серия заданий, направленных на формирование умений в составлении гармоничных цветовых композиций на основе определенных количественных отношений. Выявлено, что результаты теоретического и практического освоения данной программы свидетельствуют о положительной динамике в формировании колористической компетентности обучающихся. Отмечено, что заданные количественные отношения при конструировании цветовой композиции актуальны на этапе обучения и формирования художественного вкуса. Далее дизайнер сможет работать, опираясь на интуицию и свободное владение материалом. Ключевые слова: колористика, колористическая компетентность, интуиция, научный подход, дизайн, дизайн-образование, цветовая композиция, цветовая гармония | 784 | |||||
6013 | Поднимается проблема готовности учителей изобразительного искусства к преподаванию в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в контексте требований Профессионального стандарта педагога к формированию универсальных учебных действий обучающихся общеобразовательной школы. Автор основывается на такой существенной особенности Федерального государственного образовательного стандарта, как интеграция, в частности художественной и логической составляющих в процессе обучения. Представлены результаты исследования учителей изобразительного искусства Республики Карелия – степени и уровня сформированности их ценностного отношения к творчеству, знания Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и понимания художественной и логической составляющих интеграции. Ключевые слова: универсальные учебные действия, интеграция, художественная и логическая составляющие обучения, учебный предмет «Изобразительное искусство» | 784 | |||||
6014 | Рассматриваются общие характеристики программы обучения в аспирантуре. Обозначены составляющие научно-методического обеспечения дисциплины «Информатика и медицинская статистика», реализующей подготовку аспирантов в медицинском вузе. С учетом современных требований научно-методическое обеспечение представлено как целостная система нормативных, организационно-методических документов и дидактических материалов. Опираясь на концепцию контекстного обучения, обоснованы методы и формы, составляющие полный дидактический цикл обучения аспирантов. Предложенные методы и формы позволили повысить познавательный интерес к дисциплине и осуществить переход от передачи знаний до активного освоения содержания учебного материала. Ключевые слова: аспирантура, научно-методическое обеспечение, теория контекстного обучения, медицинская статистика | 784 | |||||
6015 | Возрастание роли интерактивного сегмента источников массовой информации обращает исследователей к проблеме речевой деятельности говорящего, диалогический слой которой определяется не только фактором слушающего, но и ролью отвечающего – участника передач, осваивающего публичное пространство на равных правах с автором и ведущим. Широко осмысляемое в гуманитарных науках диалогическое взаимодействие сфокусировано в данной работе в проблематике дискурсивных условий коммуникации, отражаемых в языковом выборе говорящих и их речеповеденческом репертуаре. В центре внимания – игровые модели коммуникации, специфицированные жанром розыгрыша и теми дискурсивными презумпциями, которые направляют ход диалогического взаимодействия. Ключевые слова: дискурсивная картина мира, коммуникативная модель взаимодействия, публичный диалог, игровая коммуникация | 784 | |||||
6016 | Представлено исследование сущности и содержания ценностных ориентаций студентов вузов. Ценностные ориентации, в свою очередь, детерминируют мотивацию, то есть внешние и внутренние стимулы деятельности людей, причины конкретных поступков. Изучение ценностных ориентаций студенческой молодежи частных и государственных учебных заведений свидетельствует о том, что в настоящее время кардинальные различия в этой сфере отсутствуют, что во многом объясняется незрелостью частного сектора высшего образования, с одной стороны, и инертностью ценностных ориентаций молодежи – с другой. Тем не менее исследование показало зависимость между платностью обучения и более высокой мотивацией к учебе и большим соответствием ценностных ориентаций студентов частного вуза рыночной стратегии российских реформ. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, мотивация, творчество, государственный сектор высшего образования, частный сектор высшего образования | 784 | |||||
6017 | Введение. В условиях быстрых изменений в общественной и профессиональной сфере актуальным становится вопрос о том, как организовывать процесс профессионального самоопределения и эффективного трудоустройства выпускников вузов. В этой связи рассмотрено содержание организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Цель – поиск и определение содержания организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов педагогического вуза. Материал и методы. Использованы теоретические (изучение, анализ, обобщение литературы, изучение статистических данных, моделирование) и эмпирические (анкетирование, опрос, апробация) методы исследования. Обоснование комплекса условий строится на основе эмпирического обобщения деятельности центра содействия занятости студентов. Обзор литературы. Представлены подходы современных исследователей к дефиниции «организационно-педагогические условия». Выделена группа ученых, рассматривающих организационно-педагогические условия как совокупность факторов. Описана позиция исследователей, считающих, что организационно-педагогические условия – это комплекс каких-либо мероприятий. Отдельно проанализированы научно-исследовательские работы ученых, считающих, что в дефиниции «организационно-педагогические условия» выделяются две смысловые составляющие: организационные условия и педагогические условия. Результаты и обсуждение. На основе анализа литературы и обобщения эмпирического опыта уточнено, что под организационными условиями в работе будут пониматься факторы, которые обеспечивают управление процессом, а под педагогическими – факторы, включающие в себя содержание, методы, приемы, формы обучения, воспитания, обеспечивающие достижение педагогических целей. При этом объединение организационных и педагогических условий в один комплекс, подчиненный общей цели, будет являться организационно-педагогическими условиями. На основе этого на базе Томского государственного педагогического университета определен и апробирован комплекс организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению студентов. Заключение. Предложено уточненное определение организационно-педагогических условий содействия профессиональному самоопределению обучающихся педагогического вуза, в том числе студентов с низкой мотивацией на педагогическую профессию, которое может быть использовано в качестве основы для деятельности вузовских центров по трудоустройству выпускников. Ключевые слова: профессиональное самоопределение, трудоустройство, организационно-педагогические условия, содействие | 784 | |||||
6018 | Анализируются факторы, влияющие на обеспечение образовательного равенства сельских и городских детей. Делается вывод о том, что существует территориальное неравенство в доступности образовательных услуг, однако семьи сельских школьников сильнее включены в образовательный процесс, что позволяет им оказывать значительную поддержку своим детям в получении образования. Решение задач выравнивания образовательных возможностей требует изменения организационных механизмов образования на селе. Ключевые слова: село, образовательные возможности, школьник, образовательное равенство, семья, родители, образовательный процесс | 783 | |||||
6019 | Статья посвящена актуальным вопросам развития электронных библиотек в вузе. Обсуждаются подходы к преодолению противоречия между огромным образовательным ресурсом электронной библиотеки и недостаточным использованием этого ресурса в учебном процессе. Рассмотрен способ повышения активности библиотеки посредством использования личного кабинета пользователя. Описан подход к созданию системы автоматизированной поддержки пользователя электронной библиотеки и реализация данного подхода в Сибирском федеральном университете. Ключевые слова: электронная библиотека вуза, система автоматизированной поддержки пользователя, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) | 783 | |||||
6020 | Одной из актуальных мировых проблем является миграция молодежи из сельской местности в большие города. Данная статья посвящена проблеме выявления сходных и различных представлений о городе молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет, принадлежащих разным культурам (русской и китайской). В работе устанавливается социокультурная специфика и трансформации образа города в сознании современной молодежи, выявляются направления ценностного осмысления города представителями двух культур и обнаруживаются причины наблюдаемых территориальных и социальных изменений, позволяющие прогнозировать перспективность развития города в целом. Ключевые слова: образ города, свободный ассоциативный эксперимент, концепт, ценности, русская и китайская лингвокультуры | 783 | |||||
6021 | Представлен анализ начального этапа становления экзистенциального сознания Достоевского. Семейная сфера обнаруживает ориентацию родителей писателя на ценности традиционной семьи и патриархальной модели воспитания. Ориентация на традиционные ценности в семье Достоевских реализуется на уровне принципов межличностного взаимодействия (моногамность, многодетность, уважение и почтение к старшим) и приоритетов в воспитании детей (опора на образование и трудолюбие, приучение к правде, порядочности, ответственности, любви к Родине и национальной культуре). Исследование фактов детства Достоевского позволяет выделить три взаимосвязанных направления воспитания ценностной сферы его повседневно-экзистенциального сознания: эмоциональное, смысловое, религиозное. Соединенные в единое фундаментальное Событие судьбой писателя, они служат своеобразными симптомами осознания Достоевским-ребенком своей экзистенции, связанного неразрывно со светом и словом как способами восприятия бытия и самоосуществления себя в нем. Особое значение в этом процессе – помимо семейного чтения и уроков Закона Божьего, паломнических поездок в Троице-Сергиеву Лавру – имеет обучение в пансионах, первый опыт столкновения Достоевского с внешним миром, потрясение от встречи с собственным Я, самостоятельная попытка реализовать «не-алиби в бытии» через обретение способности говорить от своего имени. В этот период чтение становится способом формирования смыслового ресурса его личности, способом уединения и размышления в пространстве пансиона. Осознание своего «Я есмь» в бытии, процессуально освоенное в детстве, формирует ценностно-смысловую сферу повседневно-экзистенциального сознания Достоевского и реализуется в текстовой деятельности. Опыт собственного детства как нравственный ориентир станет для писателя критерием разграничения «прежде» и «теперь», «семьи» и «случайного семейства» как разных духовных и нравственных способов существования. Систематическое разрушение духовных оснований семьи, пренебрежение к выполнению родительских и сыновних обязанностей, воспитание цинизма, равнодушия, отрицания приводят к утрате смысла существования. Семантическая емкость образа семьи и поведенческая семейная традиция положены в основу формирования образа мира в «Дневнике писателя» Достоевского и романов Великого Пятикнижия. Из идеи семьи как явления русской жизни выстраивается в его творчестве положительная программа преодоления духовного кризиса человечества. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, автор, экзистенциальное сознание, атрибутивные характеристики, ценности, православие, сознание, детство, подросток, воспитание, рефлексия, «пограничная ситуация», «текущая процессуальность», «случайное семейство», «Подросток», «Дневник | 783 | |||||
6022 | Введение. В современном мире происходит объективно обусловленное усиление взаимодействия стран и народов, однако при этом не уменьшается проблема неправильного и стереотипного представления представителей разных этнокультурных общностей друг о друге, неумения эффективно построить межкультурное общение, не теряя при этом своей этнокультурной идентичности. В связи с этим повышается актуальность формирования иноязычной этнокультурной компетенции учащихся старших классов средней школы как процесса становления патриотически настроенного представителя своей страны в межкультурном общении. Цель исследования – выявление дидактического потенциала этнокультурем, которые важно использовать при формировании иноязычной этнокультурной компетенции учеников старших классов средней школы. Материал и методы. Теоретический анализ позволил уточнить понятие «этнокультурема» как единицы обучения при формировании иноязычной этнокультурной компетенции, обосновать и описать ее виды. К таковым относятся: лакуны, культурно-фоновая лексика и номены (опредмечивание имени лица, опредмечивание названия места). Анализ и обобщение работ ведущих исследователей по проблеме лакунарности позволили выделить группы межъязыковых абсолютных лакун, которые необходимы при формировании иноязычной этнокультурной компетенции. Приведены примеры для каждой из групп, а также их возможный перевод и объяснение на английском языке. Результаты и обсуждение. Проанализированы возможности элиминирования этнокультурем, их наиболее адекватного перевода и передачи иного этнокультурного смысла на примере английского языка. Сделан вывод о необходимости применения механизма «параллельного подключения» внешнекультурного обозначения, смысл которого уточняется применительно к элиминированию этнокультурем. Самым эффективным способом для передачи смысла этнокультуремы рассматривается и доказывается двухкомпонентное подключение для лакуны и номена и трехкомпонентное подключение для культурно-фоновой лексики. Приводятся примеры на английском языке с анализом механизмов перевода и передачи этнокультурного смысла. Заключение. В завершении статьи подводится итог выполненного исследования, раскрывается практическая значимость использования элиминирования этнокультурем при формировании иноязычной этнокультурной компетенции в старших классах средней школы. Приведенные в статье возможности перевода этнокультурем позволяют продуктивно разработать технологию формирования иноязычной этнокультурной компетенции, адресованную учащимся. Ключевые слова: иноязычная этнокультурная компетенция, дидактическая характеристика, этнокультурема, лакуна, номен, культурно-фоновая лексика, элиминирование, параллельное подключение | 783 | |||||
6023 | Рассматриваются концепции Вселенной в картине мира селькупского и русского этносов, исследуются горизонтальная и вертикальная проекции мироздания. Проводится анализ лингвистического, этнографического и культурологического материала для исследования объективации образов «Нижнего мира» в селькупском и русском языках. Исследуются вопросы локализации «Нижнего мира», подчеркивается противоречивость представлений о нем, раскрывается связь «Нижнего мира» с миром мертвых, выявляется общее и отличительное в представлении о «Нижнем мире» в селькупской и русской культурах. Ключевые слова: селькупский язык, русский язык, картина мира, структура мироздания, «Нижний мир» | 782 | |||||
6024 | Историческая дилогия Р. Грейвза создана в форме автобиографии императора Клавдия. Как ученый-историк, он является максимально удобной для биографического автора маской повествователя в историческом романе. Грейвз излагает собственную философию истории, в которой акцентируется проблема «человека в истории». Полярными примерами государственных деятелей и их роли в историческом процессе предстают в романе Клавдий и Ливия. Интерес Грейвза к фигуре Клавдия обусловлен и единственным военным походом императора в Британию, успех и «бескровность» которого понимаются автором романа как главная заслуга римского императора. Ключевые слова: исторический роман, философия истории, маска повествователя | 782 | |||||
6025 | Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования поставлена задача – подготовить учащихся к жизни в информационном обществе. Для решения данной задачи предлагается применение системы музейных средств при обучении школьников составлению экскурсионных сообщений. Работа учащихся в период подготовки и проведения экскурсий активизирует учебный процесс, повышает качество обучения. Погружение современных школьников в определенную лингворегионоведческую музейную среду становится средством их духовно-нравственного воспитания, формирования и развития их языковой личности. Цель статьи – дать определение школьным музейным средствам обучения; на примере хакасской школы рассмотреть систему их применения в обучении учащихся 5–8-х классов составлению экскурсионных сообщений на уроках развития речи, во внеклассной работе и внеурочной деятельности, описать программу обучающего исследования школьниками экскурсионной речи. Ключевые слова: артефакты, система музейных средств при обучении школьников, экскурсионное сообщение | 782 | |||||
6026 | Представлен анализ основных факторов и условий, обеспечивающих неоиндустриальный рост экономики в России. Авторы заключают, что главным фактором, влияющим на неоиндустриализацию, выступает включение России в глобальные тренды, описываемые на основе концепта «технонаука». Условием неоиндустриализации выступает расширение границ сетевого сообщества, элементы которого уже имеются в России и в ее регионах и в рамках которого хозяйственно-экономическая и сугубо научная активность смогут прийти в полное согласие. Ключевые слова: неоиндустриализация, технонаука, общество знаний, глобальные тренды, социокультурная модернизация | 782 | |||||
6027 | Введение. Рассматриваются структурные элементы речевого жанра киноанонса, функционирующего в интернете. Сопоставляется структура киноанонсов разных типов, на основе полученных данных выявляется специфика композиции киноанонсов к индийским фильмам. Цель – описать композицию речевого жанра киноанонса, функционирующего в интернете. Материал и методы. Использован метод лингвостилистического анализа, включающий приемы наблюдения, сравнения, интерпретации, дискурсивного анализа. Материалом выступили 250 анонсов к индийским фильмам, написанных на русском языке и размещенных на сайте Indiankino.net. Объем текстов – 6–8 предложений (примерно 60–100 слов). Это киноанонсы к фильмам разных жанров: мелодрамам, драмам, триллерам, комедиям, боевикам и т. д. Результаты и обсуждение. Исследуемые тексты обладают схожей тематикой, относительно устойчивой композицией и повторяющимся набором средств языкового воплощения, что позволяет рассматривать киноанонс как отдельный речевой жанр. Для анализа речевого жанра киноанонса предлагается описательная модель, в основу которой положена анкета речевого жанра, разработанная Т. В. Шмелёвой: коммуникативная цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, тип диктумного содержания, особенности языкового воплощения, композиция и невербальные средства. Композиция киноанонса – один из важнейших жанрообразующих признаков. Определено, что композиция жанра киноанонсов к индийским фильмам, функционирующего в интернет-среде, включает в себя такие элементы, как заголовок, изображение (в основном постеры), дополнительная информация о фильме (имя героев и режиссера, год выхода, жанр, оригинальное название, язык, на котором доступен фильм), интернет-инструменты (рейтинг фильма, кнопки социальных сетей для обмена информацией о фильме с другими людьми), описание фильма: завязка, основная часть, концовка. Заключение. Композиционная структура разных типов киноанонсов (например, печатных киноанонсов, киноанонсов, написанных на других языках) отличается друг от друга, что зависит от времени их написания, сферы функционирования, авторского стиля. Каждый структурный элемент речевого жанра киноанонса обладает прагматическим потенциалом, служит выполнению главных функций исследуемого речевого жанра – предоставление информации о фильме и воздействие на адресата, привлечение его внимания к картине. Ключевые слова: речевой жанр, композиция, киноанонс, фильм, кино, Индия | 782 | |||||
6028 | Ставится задача определения логико-методологических оснований биоэтики, для решения которой автор выясняет специфику медицинского знания, а также особенности биомедицины. В заключение делается вывод, что эпистемологические особенности медицины, обусловленные разрывом «двух культур» в медицине, с одной стороны, и двойственным характером медицинского знания (как номотетической и идеографической науки), с другой стороны, актуализируют в биоэтике индивидуальность пациента в различных своих проявлениях. Представлены результаты выполнения проектов РГНФ № 15–03–00598, РФФИ № 14–06–00440. Ключевые слова: биоэтика, уликовая парадигма, биомедицина, медицинская космология, индивидуальность | 781 | |||||
6029 | Рассматриваются уровни профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе, направленные на формирование универсальных психолого-педагогических и специальных компетенций. Профессиональная подготовка учителей биологии должна осуществляться согласно трем уровням: I – профессиональный обязательный уровень; II – профессиональный психолого-педагогический уровень; III – профессиональный профильный уровень, между которыми обеспечивается содержательно-технологическая преемственность в поэтапном формировании специальных компетенций. Сделан вывод о том, что профессиональная подготовка учителя биологии представляет собой многоэтапный процесс постепенного формирования у студентов специальных компетенций по мере их обучения. На каждом этапе определяются задачи по успешному развитию специальных компетенций, которые соотносятся с соответствующими уровнями профессиональной подготовки учителя биологии в педагогическом вузе. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, профессиональная подготовка, учитель биологии | 781 | |||||
6030 | Введение. Предпринята попытка анализа текстового материала двух разножанровых произведений одного автора. Внимание авторов привлекли механизмы актуализации смысла на уровне слова, словосочетания и предложения. В ходе анализа были также выявлены значимые для автора концепты и описана роль концептоврегулятивов в формировании смысла, репрезентированного в текстах художественного и публицистического произведений. Цель исследования состоит в анализе текстового материала двух разножанровых произведений и в доказательстве того, что определенный набор актуальных смыслов, представленный концептами «ethics», «memory», «power», проявляющихся в рамках текста публицистического произведения, будет также присутствовать и в концептуально-смысловом содержании художественного произведения этого же автора. Материал и методы, которые были использованы в лингвистическом анализе, представлены концептуальным, структурным и стилистическим анализом текста, ассоциативно-смысловой интерпретацией текста в контексте коммуникативной и антропоцентрической парадигм; морфологическим, лексическим и синтаксическим анализом текста с выделением отдельных его уровней, представленных словом и высказыванием. Материалом исследования выступают произведения Вьет Тан Нгуена «The Sympathizer» и «Nothing ever dies» общим объемом 727 страниц. Результаты и обсуждение. Полученные результаты подтвердили рабочую гипотезу. Смысловая доминанта «memory» внутри смыслового поля «love – life – war – memory – sensation», обнаруженная ранее в «The Sympathizer», остается таковой и в публицистическом произведении «Nothing ever dies». Анализ произведения «Nothing ever dies» подтвердил сохраняющуюся актуальность доминантного концепта «memory», значимого концепта «power», а также позволил выделить и описать свойства концептов-регулятивов «ethics» и «dual». Заключение. Стилистический, синтаксический, концептуальный и структурный анализ двух текстов позволил выделить ранее не отмеченные нами функциональные концепты-регулятивы «ethics» и «dual», реализуемые в речи в связках с другими концептами, демонстрирующими большую субстанциональность, но меньшую функциональность, – «memory» и «power». Двойственность концепта «memory» не является внутренним атрибутом этого концепта, а возникает под влиянием концепта-регулятива «dual». Это же справедливо для других субстанциональных концептов, таких как, например, «power». Ключевые слова: концепт, концепт-регулятив, разножанровые произведения, публицистическое произ- ведение, дискурс, передача смысла | 781 | |||||
6031 | Исследуется проблема адаптации спортсменов-туристов к экстремальным условиям их деятельности. Дается системное описание экстремальных факторов в лыжном туризме. Выделены четыре составляющие экстремальных факторов: воздействие окружающей среды, факторы техники спортивного туризма, физиологические факторы и психологические факторы. Приводятся результаты включенных физиологических и психологических исследований с использованием четырех тестовых методик: пробы Генчи, замера частоты сердечных сокращений, оценки объема кратковременной памяти и теста на точность отмеривания времени. Данные тестов сопоставляются с данными нагрузок на маршруте, которые характеризуются в основном перепадами высот. Выявляются индивидуальные особенности реакций участников и руководителя похода в процессе их адаптации к экстремальным условиям прохождения маршрута. Приводятся интегральные оценки данных четырех тестов, которые отражают общую динамику процесса адаптации спортсменов в условиях среднегорья. Полученные данные позволяют ранжировать спортсменов на сильных и слабых в данной группе. Причем руководитель получил более высокие баллы по сравнению с участниками. Таким образом, использование комплексного метода оценки состояния спортсменов-туристов в походе позволяет наблюдать и оценивать динамику их адаптации к экстремальным условиям. Ключевые слова: спортивный туризм, лыжный туризм, адаптация, экстремальные условия, физиологические исследования, психологические исследования, проба Генчи, частота сердечных сокращений, кратковременная память, чувство времени | 780 | |||||
6032 | Список компетенций в новых федеральных образовательных стандартах включает три компонента: профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции. Формирование общекультурной компетенции занимает одно из ведущих мест в профессиональной подготовке студентов юридических вузов. Данная компетенция является базовой, так как на ее основе создается профессиональный облик выпускника вуза. В статье проведен анализ современного состояния формирования общекультурной компетенции в российских вузах, рассмотрен один из эффективных методов использования в обучении будущих юристов текстов-образцов известных судебных ораторов XIX – начала XX в. Ключевые слова: компетентностный подход, профессиональные компетенции, общекультурные компетенции, специальные компетенции, анализ текстов-образцов, судебные речи | 780 | |||||
6033 | Освещаются направления метафорической интерпретации образов тепловой обработки пищи в русском языке. Анализируются семантика, прагматика, текстовое функционирование образных слов и выражений, метафорически мотивированных глаголами «варить», «жарить», «печь», которые обозначают различные предметы, свойства, процессы, явления на основе аналогии с приготовлением еды. Описываются когнитивные метафорические модели, их лексико-фразеологические и текстовые репрезентации, характерные для данного фрагмента образной системы языка и картины мира. Ключевые слова: пищевая метафора, образная лексика, фразеология, метафорическая модель, языковая картина мира, словарь | 780 | |||||
6034 | Анализируются повествовательные эксперименты Н. Берберовой в рассказах 1930-х гг., связанные с театрализацией как способом саморефлексии героев и представления автором эмигрантского существования. Подчеркивается, что интерес Берберовой к театру (пьеса «Мадам») обусловлен диалогическими возможностями драмы. Персонажи-актеры Берберовой ощущают себя участниками глобального спектакля: неведомая и непонятная сила, а вовсе не революция большевиков перенесла их из России во Францию. Театральный код в повествовании Берберовой о жизни русской эмиграции является средством изображения невозможности определять свою судьбу: актеры не пишут пьесу, а лишь исполняют роли. Другой функцией театральности является сознательное бегство героя от неблагополучной реальности в мир искусства, где все подчиняется определенным законам и предсказуемо. Ключевые слова: литература русской эмиграции, малая проза Н. Н. Берберовой, повествование, театральность | 780 | |||||
6035 | Введение. Проведен анализ понятия «компетенция» применительно к школьным педагогам, выявлены четыре ключевые компетенции современного педагога и шесть ключевых навыков современного человека, определяющих его успешное будущее, предложена модель компетенций учителя XXI в. Целью является выяснение и формулировка на основе изучения ряда образовательных документов Российской Федерации состава тех компетенций, которые определяют способность школьного педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие перед ним в связи с ускорением темпов развития общества. Также предпринята попытка представить матрицу современных компетенций педагога XXI в. во взаимосвязи с навыками современного человека, обеспечивающими ему успешное будущее. Материал и методы. Материалом исследования послужили профессиональной стандарт педагога, представляющий собой совокупность требований, предъявляемых к личности и профессиональной компетентности педагогических работников, а также модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов. Анализ этих документов показывает, что, с одной стороны, все они декларируют использование компетентностной модели в образовательной деятельности. С другой стороны, указанный в них перечень компетенций отличается и по количеству, и по формулировкам. Таким образом, в профессиональном сообществе пока нет единого понимания компетенций. Использованы такие теоретические методы исследования, как анализ педагогической литературы, нормативно-правовых документов в сфере образования и метод моделирования (разработана модель компетенций учителя XXI в.). Результаты и обсуждение. Экономическое будущее нашей планеты требует формирования новой образовательной системы XXI в. В нормативных образовательных документах нового поколения большое внимание уделяется не только освоению учениками предметных знаний, умений и навыков, но и овладению ими ключевыми компетенциями, позволяющими чувствовать себя уверенно и успешно как в процессе обучения, так и в дальнейшей жизни после окончания школы. В связи с этим сегодня повысился спрос на высококвалифицированного педагога, способного научить учеников легко приспосабливаться к разным условиям жизни и быть востребованными на рынке труда в быстроменяющемся мире. Такой педагог должен обладать комплексом профессиональных компетенций, соответствующих запросам современной жизни. Заключение. На основании результатов практических исследований в образовательной среде сформировалось представление о шести навыках, удовлетворяющих следующим потребностям современного общества: кооперация (сотрудничество), коммуникация (общение), критическое мышление, контент (содержание), креативность (творческие инновации), уверенность в себе. Формирование названных навыков как раз обеспечивает компетентностный подход в образовании. Ключевые слова: технологические вызовы современности, современная модель образования, профессиональный стандарт педагога, школьный педагог, педагогические компетенции, компетентностный подход, ключевые навыки современного человека (6К) | 780 | |||||
6036 | Рассматривается использование блогов, сервисов социальных закладок и технологии вики в профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка. Описываются свойства технологий Web 2.0 и раскрывается методический потенциал их применения для формирования коммуникативной компетенции. Поскольку свойства технологий Web 2.0 подразумевают групповое взаимодействие пользователей, то их применение для обучения иностранным языкам может способствовать формированию умений вести дискуссию, совершенствованию навыков письменной речи разных стилей, развитию рецептивных видов речевой деятельности за счет чтения аутентичных текстов, а также сообщений, комментариев, оставленных другими пользователями. Ключевые слова: Web 2.0, веб-технологии, блог, сервис социальных закладок, технология вики | 779 | |||||
6037 | Приведен фрагмент анализа семантики производных диалектных глаголов с целью изучения прагматических аспектов языкового значения. Определено, как соотносятся оценочная лексика и экспрессивная, субъективная модальность и экспрессивность. Установлено, что экспрессивное слово всегда предполагает наличие в значении эмоционального компонента. Оценка содержится в производных глаголах, образованных от оценочных имен существительных, может возникать в процессе словообразования на основе метафоры. Эмоциональная оценка может вызываться не только образностью, но и интенсивностью. Ключевые слова: экспрессивность, прагматика, семантика, производное слово, оценочная лексика, субъективная модальность, эмоциональная оценка | 779 | |||||
6038 | Исследуется вопрос о значении системного описания языковых явлений для методики преподавания русского языка как иностранного. Отмечается особое значение лексико-грамматического аспекта при обучении научному стилю речи и необходимость более развернутого описания языковых норм данного стиля. Рассматривается существующая практика преподавания. Предлагается образец системного описания языкового явления (отглагольные существительные). Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, научный стиль речи, языковая компетенция, системность, отглагольные существительные | 779 | |||||
6039 | Проведено исследование специфики семантической структуры диалектного «травить» на основе выявления его исторических словообразовательных связей, реконструкции словообразовательно-этимологического гнезда и структуры его семантического поля. В результате выяснилось, что у диалектного «травить» развитие семантики шло от ‘тереть, перетирать’ к ‘потреблять, поедать; истреблять’ и далее уже ‘повреждать, портить что-л.’ (ср. диалектное «трава» ‘все съедобное’) и что наряду с производными корня трав- в словообразовательно-этимологическое гнездо входят производные от тир-, тр-, трав-/тров-, тру-, тры- как исторические варианты корня тер-/тор-. Исходное значение ‘тереть, перетирать’ послужило основой для развития значений, связанных с понятием «вред» у большинства лексем этого словообразовательно-этимологического гнезда. Исторический подход позволил сделать выводы по эволюции семантической структуры словообразовательного гнезда как следствия взаимодействия и развития исходно смежных понятий. Ключевые слова: диалектная лексика, словообразовательно-этимологическое гнездо, понятие «вред» | 779 | |||||
6040 | Проблема этической образованности детей младшего школьного возраста особо остро в последние годы стоит в отечественной педагогике и психологии. Представлена база исследования, методы и методики, критерии этической образованности, подробное описание хода эмпирической работы и результаты исследования, направленного на изучение особенностей этической образованности младших школьников. Определены причины расхождения представлений о нравственных образцах, к которым должен адаптироваться ребенок младшего школьного возраста. Сделан вывод о том, что нельзя проступки младшего школьника смешивать с безнравственными поступками; проступки необходимо контролировать и добиваться их объяснения и дальнейшего неповторения, чтобы они имели минимальную вероятность перерасти в поступки безнравственные. Ключевые слова: безнравственный поступок, благотворительность, взаимоотношения, возраст, гармоническое развитие, гуманный образ жизни, духовное самосознание, духовность, духовные ориентиры, духовные ценности, жизненные ситуации, интеллектуальные способности, младший школ | 778 | |||||
6041 | Исследуется проблема лингвистического аксиологического анализа региональной идентичности на материале компонентов ономастического пространства провинциального города. Региональная идентичность рассматривается как уникальная система в динамике и аспекте межкультурной коммуникации. Исследование выявило «ландшафтный образ жизненного мира» по данным системы топонимов, который складывается из трех компонентов: часть генетического кода, часть истории России, часть глобализирующегося мира. Ключевые слова: ценность, региональная идентичность, ономастическое пространство, топоним, лингвоаксиологический анализ, региональная языковая личность | 778 | |||||
6042 | Приведены примеры задач по электродинамике, используемые в учебном процессе Высшего колледжа информатики Новосибирского государственного университета. На представленном материале показано, что использование компьютерных методов существенно расширяет диапазон решаемых задач в отношении сложности и разнообразных применений полученных знаний. Численное вычисление интегралов и интегрирование дифференциальных уравнений позволяют обойти математические трудности, возникающие при решении физических задач. Графические методы и анимация позволяют представить результаты в наглядном виде и делают процесс решения задач более привлекательным. Ключевые слова: задачи по физике, компьютерное моделирование | 778 | |||||
6043 | От индоевропейской древности к языкам-потомкам рассматривается проблема языкового кодирования и интерпретации семантических категорий посредством лексем-номинаций тела и частей тела человека в древнерусском и древнеанглийском языках в диахронии. Лексикографические данные индоевропейского праязыка создают необходимую основу для определения механизма преломления категориальных смыслов в славянском и англосаксонском языковом сознании, а семиотическая природа человеческого тела способствует расширению предметного пространства соматических номинаций за счет признаковой семантики. Проведенное исследование соотносит инвентарь древнерусского и древнеанглийского соматических фрагментов с их индоевропейскими рефлексами, а результаты свидетельствуют о динамическом характере категорий в эволюции семантики лексем. Ключевые слова: соматизмы, семантические категории, диахрония, интерпретация | 778 | |||||
6044 | Введение. Новизна исследования определяется тем, что впервые в отечественной лексикографии создается словарь, отражающий мужскую и женскую сферу в их сложном социокультурном взаимодействии и региональной специфике. В словарь включены динамические параметры гендерной лексики, в результате чего расширяются его информативные возможности. Актуальность создания словаря гендерно маркированной лексики связана с необходимостью формирования источниковедческой базы для изучения Сибири как территории устойчивого развития. Вместе с тем он может быть использован диалектологами, этнографами, антропологами при выявлении факторов, способствующих сохранению и трансформации традиционной культуры Сибири. Целью исследования является разработка концепции словаря гендерно маркированной лексики, отражающей представления о мужчинах и женщинах в говорах Среднего Приобья. Материал и методы. В качестве источника использованы автобиографические тексты, записанные с 1946 по 2016 г. на территории распространения старожильческих говоров Среднего Приобья. Исследование осуществляется с применением лексикографического метода, достоинство которого заключается в том, что с помощью него можно детально изучить объекты лексикографирования, их особенности, функционирование в языке. Результаты и обсуждение. В состав словаря включены гендерно маркированные лексические единицы, входящие в гендерную концептосферу. В словарь входят как прямые номинации концептов (ядро номинативного поля), так и номинации отдельных когнитивных признаков концепта (периферия номинативного поля). Словник сформирован по тематическому принципу и содержит следующие группы гендерно маркированной лексики: общее наименование человека в зависимости от принадлежности к полу; номинации, указывающие на возраст и статус в браке; единицы, отражающие статус в семейной иерархии; номинации, репрезентирующие биологические признаки, характерные только для лиц определенного пола; номинации, отражающие черты характера, внешность; называющие мужчин и женщин по роду занятий, профессиональной деятельности, выполняемым трудовым процессам; обрядовые слова; наименования, характеризующие женскую и мужскую сферу. Заключение. Представляемый словарь дополняет многоаспектное описание говоров Среднего Приобья и в то же время способствует выявлению новых аспектов в анализе гендера. Концепция словаря базируется на теоретических положениях гендерной диалектологии и диалектной лексикографии. Все компоненты словарной статьи (заглавное слово, дефиниции, пометы, иллюстративный материал) отражают богатство народной речи, свидетельствуют о более дробном членении мира, проводимом на других основаниях, нежели в литературном языке, и отражающем специфику сельского социума и традиционной культуры. Ключевые слова: словарь, диалект, гендер, гендерная диалектология | 778 | |||||
6045 | Введение. Вопросы истории общего и педагогического образования в России неизменно привлекают интерес исследователей, что связано с современными процессами реформирования отечественной системы образования, опорой для которых должен стать исторический опыт. Цель – реконструкция и обобщение опыта деятельности Государственных дум Российской империи по реформированию педагогического образования. Материал и методы. Материалом исследования послужили исторические источники различного происхождения, использование которых позволяет сформировать объективное представление о процессах развития образования в России и по-новому оценить риски и генетические проблемы в решении современных задач реформы образования. Использованы общенаучные и специальные исторические методы исследования. Результаты и обсуждение. С учреждением Государственной думы в российском обществе связывали надежды на позитивные перемены в вопросах развития науки и образования. Государственные думы первых двух созывов успели лишь приступить к обсуждению вопросов просвещения, Государственная дума третьего созыва многое успела сделать, и современники высоко оценивали результаты ее деятельности в этой области. Вопросы образования вызывали горячие дискуссии депутатов разных политических фракций. Все депутаты выступали за развитие школьного дела, открытие учительских семинарий, институтов, курсов, повышения статуса и заработной платы учителей, но расходились во мнениях по вопросам форм и методов достижения цели. За время существования III Думы было принято несколько важных нормативных документов, касающихся развития педагогического образования. Проект Положения о женских учительских семинариях обсуждался в течение полугода, 1 июля 1908 г. был одобрен обеими палатами парламента и утвержден. В качестве временного варианта для решения кадровых проблем начальных училищ вплоть до открытия необходимого числа учительских институтов и семинарий 6 июня 1909 г. было принято и высочайше утверждено решение об открытии при городских училищах двухгодичных педагогических курсов. Спустя месяц 10 июля было принято предложение об устройстве временных педагогических курсов для подготовки преподавателей средней школы. Следующим шагом на пути решения кадровой проблемы средней школы стал законопроект о «Правилах об испытаниях лиц женского пола в знании курса высших учебных заведений и о приобретении ими ученых степеней и звания учительниц гимназий», который обсуждался Думой в январе 1911 г. и 25 февраля был одобрен. Успешно прошел в Думе и законодательный акт об «учреждении одногодичных и краткосрочных курсов для подготовки учителей и учительниц средних учебных заведений», который был рассмотрен 29 марта 1911 г. и уже 3 июля принят. Особое место среди разработанных комиссией по народному образованию проектов занимали предложения о преобразовании учительских семинарий и учительских институтов, что должно было позитивно сказаться на культурном развитии страны, но законопроект долго обсуждался сначала в III Думе, затем в IV Думе, но так и не нашел поддержки. Работа в IV Думе по реформированию учительских учебных заведений была прервана начавшейся Первой мировой войной. Заключение. Стремление широких слоев российского общества и, прежде всего, педагогической общественности к результативной деятельности в области образования в начале прошлого века нашло отражение в работе депутатов Государственной думы. Первые две Думы оказались оппозиционными правительству и продемонстрировали взаимную неготовность общества и власти идти на уступки, что отодвинуло принятие решений даже по таким очевидным вопросам, как борьба с неграмотностью. Итоги деятельности Третьей Думы были наиболее продуктивными, однако из-за большого числа дискуссий по частным вопросам депутаты не успели завершить работу по многим важным законопроектам в области образования. В Думе четвертого созыва даже уже подготовленные законопроекты сначала были подвергнуты ревизии, а с началом Первой мировой войны забыты или отвергнуты, среди последних оказались и законопроекты по реформированию системы подготовки педагогических кадров. В годы советской власти к основным положениям законопроектов об учительских институтах и семинариях вернулись, однако они были интерпретированы с учетом принципов единой трудовой школы и воспитания педагога новой формации. Ключевые слова: педагогическое образование, подготовка учителей, учительская семинария, учительский институт, педагогические курсы, Государственная дума, Российская империя | 778 | |||||
6046 | Исходя из психоаналитической теории К. Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах, авторы статьи пытаются объяснить русское представление о «саде-рае» и значение этого понятия для национальной культуры. На основе научной работы Д. С. Лихачёва, исследующего семантику садово-парковых стилей, авторы приходят к выводу о восточном происхождении искусства создания садов как имитации «рая» на земле. Также развивается мысль о несомненном влиянии Востока на становление русской культуры. Сопоставляются особенности католических и православных монастырских садов. Вкратце прослеживается история садоводства в России. Ключевые слова: сад, рай, ностальгия, интроверсия, духовность, космизм | 777 | |||||
6047 | Обосновывается необходимость внедрения государственно-общественного управления в процесс формирования духовно-нравственных компетенций дошкольников. Анализируются взгляды исследователей о роли дошкольной образовательной организации как координирующего звена в вопросах эффективного взаимодействия педагогов и родителей в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Авторами выделены компоненты духовно-нравственных компетенций дошкольников, современные формы и методы работы с родителями. Представлен опыт внедрения государственно-общественного управления в Республике Тыва. Ключевые слова: государственно-общественное управление, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, духовно-нравственные компетенции, дети дошкольного возраста | 777 | |||||
6048 | Проанализировано содержание курса «Театральная педагогика» при подготовке педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Отмечается актуальность данной дисциплины для успешной профессиональной деятельности, ее интегративный характер, что отражается в применении технологий, методов, присущих и собственно театральной педагогике (при подготовке актеров и режиссеров), и другим гуманитарным дисциплинам (риторике, фонетике, психологии, логопедии и пр.). Рассмотрено понятие «театральная педагогика» применительно к подготовке будущих педагогов. Описываются базовые принципы театральной педагогики, а также компетенции, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе обучения. Ключевые слова: театральная педагогика, дошкольное и начальное образование, принципы театральной педагогики, формируемые компетенции | 777 | |||||
6049 | Изучение особенностей традиционной культуры старообрядцев особенно актуально в современную эпоху глобализации. Музыкальное искусство староверов, в частности их теоретические представления, в настоящее время изучены недостаточно полно и вместе с тем являются важным культурообразующим фактором своего времени и историческим памятником. Анализ печатных певческих азбук начала прошлого столетия, принадлежащих к различным типам музыкально-теоретических руководств, позволяет увидеть четкую нацеленность их авторов на повышение уровня владения искусством знаменного пения посредством четко выстроенной системы подготовки старообрядческих музыкально-педагогических кадров. Ключевые слова: музыкальное образование старообрядцев, педагогика и просветительство, печатные азбуки, типы музыкально-теоретических руководств | 777 | |||||
6050 | Введение. Рассматривается проблема обновления традиционного подхода к образному анализу на уроке литературы за счет использования современных исследований в области философии и психологии. Предложена читательская практика, где реализован семиотический подход, позволяющий выявлять трансформацию опорного образа в тексте писателя второй половины ХХ в. за счет «обратного перевода», то есть сопоставления опорного образа с античной и классической трактовкой. Главным механизмом, связывающим опорный образ с архетипом, является образный перенос. Сам феномен переноса предполагает наличие предшествующей и последующей ситуации, а также установление взаимосвязи между ними. Такая практика позволяет учащимся не только осваивать специфику образной системы конкретного произведения, но и выявлять авторское мировосприятие, влияющее на поэтику текста. Освоение поэтики рассказа В. Пьецуха «Прометейщина» происходит с помощью последовательного и многоаспектного чтения, проявляющего разные элементы архитектоники произведения, что позволяет юному читателю выстраивать систему связей между отдельными частями художественного целого. Индуктивный способ постижения смысла фокусирует внимание учащихся на связях нелинейного типа (повторах, параллелизмах), которые возникают при анализе центрального образа рассказа. При таком анализе становится возможным выявление семантических перекличек в различных частях текста и значимых для интерпретирования произведения смысловых «узлов». Обращение к историко-литературному контексту (Н. В. Гоголь «Ревизор») заставляет учащихся обращать внимание на национальную особенность русского менталитета и адекватно трактовать смысл поступков литературного героя, его отношение к людям и к жизни. Заключительная «свертка» информации о тексте В. Пьецуха происходит в интерпретационной деятельности школьников по сравнению новообраза с другими интерпретациями в современном искусстве, что способствует фиксации мировоззренческих изменений, произошедших в сознании целого поколения. Читательская практика, сочетая в себе взаимосвязь образного и логического в предъявлении материала и технологичность учебного процесса, обеспечивает учащимся определенную степень свободы философствования на уроке, а учителю гарантирует эффективность ее использования. Ключевые слова: чтение, художественная деталь, трансформация образа, историко-литературный контекст, символизация, философичность | 777 |