№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
801 | В статье О.В. Брусника, В.В. Обухова «Использование правила суммирования Эйнштейна в курсе классической механики» речь идет об использовании правила суммирования Эйнштейна. Применение данного правила позволяет не только упростить выражение, но и облегчить выводы различных формул. С другой стороны, оно приучает студента к обозначениям, принятым в теории поля. Материал статьи можно использовать при изучении теоретической физики в педагогических вузах | 1314 | |||||
802 | Саммит восьми государств в Санкт-Петербурге с 15-го по 17-е июля 2006 г. расценивается как триумф России, страны-хозяйки встречи, которая воспользовалась этой возможностью для того, чтобы подчеркнуть свое возвращение на мировую арену. Другие лидеры группы восьми избегали критики внутренней политики России, в отличие от ранее звучавших из уст лидеров Запада и со страниц мировой печати обвинений в отходе от принципов демократии. Фокусируя внимание на анализе вопросов экономической безопасности с учетом энергетических ресурсов и стратегической позиции России, в данной статье делается попытка показать, в силу каких причин и каким образом России удалось стать единственным победителем нынешнего саммита восьми. Кроме того, в статье подчеркивается, почему вопросы образования стали одним из приоритетов повестки дня саммита и как Россия, в сотрудничестве с другими членами группы восьми и Организацией Объединенных Наций, дала новый импульс международному сотрудничеству в мирных целях для разрешения таких вопросов как распространение ядерного оружия, терроризм и региональные кризисы, включая вопросы безопасности человека в области борьбы с инфекционными заболеваниями. | 1314 | |||||
803 | В данной статье рассматривается начальный этап первого периода (начало XVII в. – первая половина 1890-х гг.) истории этнографического изучения тувинцев. В 1616 г. русские послы Василий Тюменец и Иван Петров совершили дальнюю поездку к ставке правителя государства Алтын-хана для установления дружественных отношений. Маршрут послов охватил земли некоторых тувинских племен (Саянская и Матцкая земли). Этно- графические сведения В. Тюменца и И. Петрова содержат краткое описание культуры и быта тувинских племен начала XVII в. Ключевые слова: этнографическое изучение тувинцев, первое русское посольство, государство Алтын-хана, Василий Тюменец, Иван Петров, Саянская земля, Матцкая земля | 1314 | |||||
804 | Статья посвящена проблеме развития детских и молодежных объединений как института воспитания, которые расширяют зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей и подростков, формированию новых ценностных ориентации, стимулируют социальное развитие ребенка. Ключевые слова: детские и молодежные объединения, воспитание, детское движение, развитие, общественная жизнь, становление личности | 1314 | |||||
805 | В статье обосновываются элементы авторской методики преподавания изобразительного искусства в мало-комплектных школах с учетом требований проектов стандартов второго поколения Ключевые слова: универсалъные учебные действия, методика преподавания ИЗО | 1314 | |||||
806 | Констатируется факт сохранения в современной школе одностороннего характера усвоения обучающимися целостного социокультурного опыта, который формируется преимущественно как знаниевый компонент. Рассматриваются попытки отечественных ученых-педагогов на советском и постсоветском этапах социально-экономического развития российского общества вывести содержание образования из знаниевой парадигмы. В качестве примеров исследуются концепции содержания общего образования (В. В. Краевского и И. Я. Лернера, В. С. Леднева и М. С. Кагана), содержания общего образования в парадигме развивающего обучения (Л. В. Занкова, В. В. Давыдова, Б. Д. Эльконина), личностно ориентированного образования (В. С. Ильина, В. В. Серикова), компетентностного подхода (В. А. Болотова, В. В. Серикова, А. В. Хуторского). Прослеживается научная дискуссия по определению понятий «компетенция» и «компетентность». Формулируется понятие «исследовательская компетенция» обучающегося как компонента содержания общего образования. Анализируются пути и средства формирования исследовательской компетентности школьников. Устанавливается взаимосвязь понятий «исследовательская компетенция» и «метапредметное содержание общего образования». Ключевые слова: содержание общего образования, «знаниевая» парадигма содержания образования, компетентностный подход, компетенция, компетентность, метапреметность, исследовательская компетентность | 1314 | |||||
807 | В хантыйском языке традиционно выделяют два типа синтаксической конструкции: активную и пассивную конструкции. В данной статье исследуются особенности образования и употребления актива и «пассива» в диалектах хантыйского языка, а также причины оформления имени существительного (активного производителя действия) в «пассивной» конструкции показателем локатива (местного падежа), что, как мы полагаем, является результатом реализации категории определенности / неопределенности, характерной для уральских языков. Результаты анализа «пассивной» конструкции в хантыйском языке являются подтверждением особого статуса пассива в уральских языках. | 1313 | |||||
808 | В статье раскрываются возможности формирования экологической культуры школьника в условиях образовательного комплекса «детский сад-школа-вуз». В основе методологического подхода к решению обозначенной проблемы автором прорабатывается идея устойчивого развития, предложенная известным отечественным ученым Казначеевым В.П. Ключевые слова: устойчивое развитие; непрерывное образование; экологическая культура. | 1313 | |||||
809 | Данная статья посвящена проблеме формирования конкурентоспособности у выпускников вуза. Предложены определение и модель конкурентоспособности специалиста, а также модель конкурентоспособности выпускника вуза. Зависимость уровня конкурентоспособности от качества высшего образования, успешного управления формирования конкурентоспособности выпускников вуза. Ключевые слова: конкурентоспособность, высшее образование, выпускники | 1313 | |||||
810 | В данном исследовании феномен «толерантность» рассматривается как многогранное и многоуровневое личностное качество, компонентами которого являются стилевые особенности мышления как характеристики когнитивной сферы и особенности ценностных предпочтений и показатели самоактуализации как компонент ценностно-мотивационной сферы. Ключевые слова: толерантность, интеллектуальные и эпистемологические стили мышления, ценности, самоактуализация | 1313 | |||||
811 | В статье рассматриваются типы языковой политики в соответствии с принадлежностью избранного коммуникативного средства к автохтонной лингвокультуре: экзоглоссный и эндоглоссный. Предлагаемые типы языковой политики обосновываются как крайние сценарии лингвополитических мер, определяющие эволюционную динамику титульного языка. Ключевые слова: языковая политика, метаглоссия, эволюционная динамика, заимствование, лингвокультура | 1313 | |||||
812 | Представлена характеристика начального периода в истории становления и развития системы подготовки кадров в области социальной работы в США. Выделены этапы развития этой системы в период с конца XIX в. по 1930-е гг. Основное внимание уделено первому из выделенных этапов – этапу допрофессионального образования в области социальной работы в США. Особый интерес представляет анализ концептуальных взглядов, характерных для американских благотворительных движений, в недрах которых и были заложены основы будущей системы профессиональной подготовки социальных работников в США. Ключевые слова: социальная работа, ученичество, подготовка кадров, становление и развитие системы подготовки кадров, профессиональная подготовка, «Сеттльмент», «Общество организованной благотворительности», социальное образование | 1313 | |||||
813 | Рассматриваются различные определения понятий «компетенция», «компетентность». Представлен обзор различных теоретических подходов к определению и содержанию понятия «исследовательская компетенция» студентов, ее структурно-содержательная модель. Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, образовательные стандарты, исследовательская компетенция | 1313 | |||||
814 | Исследуется феномен коммуникации как проявление сложности вступающих во взаимодействие существ. Коммуникация рассматривается не как привилегия человека, показывается укорененность ее в мире живой природы, ее эволюционное происхождение. Коммуникативная сложность раскрывается посредством понятий гибкости (флексибельности), конструирования, интерсубъективности, партисипационного производства смыслов, эмпатии, синергии, взаимного возникновения (ко-эмержентности) коммуницирующих существ. Понимание коммуникации с позиции концепции энактивизма позволяет раскрыть некоторые существенные свойства конструирования в коммуникативном взаимодействии. Ключевые слова: коммуникация, сложность, конструктивизм, интерсубъективность, партисипационное производство смыслов, распределенная телесность, ситуационность, смысл, эмерджентность, энактивизм, эмпатия | 1313 | |||||
815 | . | 1312 | |||||
816 | Необходимо разграничивать такие понятия как носитель английского языка – преподаватель английского языка, не носитель английского языка – преподаватель английского языка. Данное исследование пытается ответить на следующие вопросы: является ли носитель языка автоматически лучшим преподавателем этого языка; возможно ли преподавать язык, опираясь только на врожденные знания; или специалист с высоким уровнем владения иностранным языком, не являющийся носителем языка, может быть лучшим учителем данного предмета. Как носитель языка, так и преподаватель иностранного языка имеют свои сложности, преимущества и недостатки в учебном процессе. Но очень многое зависит от личности преподавателя, его способностей и квалификации. | 1312 | |||||
817 | Авторы обосновывают необходимость нового способа оценки результатов обучения школьников, выбравших физический профиль, через сформированность у них ряда компетенций, предлагая считать основной предметной компетенцией, формируемой в профиле - проектно-исследовательскую. В статье дается авторское определение проектно-исследовательской компетенции, показаны способы ее формирования на элективных курсах, а также способ качественной и количественной оценки степени сформированности данной компетенции | 1312 | |||||
818 | Представлена авторская трактовка сущности социальной ответственности бизнеса, экономических причин ее формирования и развития сквозь призму институционального подхода, в частности институциональной теории фирмы Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, корпоративная социальная ответственность, социализация хозяйственной деятельности, социальная ответственность, социальная политика, внешние эффекты, доверие | 1312 | |||||
819 | Рассматривается вопрос психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности школьников в контексте безопасной информационно-образовательной среды образовательной организации. Введено понятие, определены цели, задачи, структура психолого-педагогического сопровождения информационной безопасности личности школьников. Уточнена классификация видов, методов и форм психолого-педагогического сопровождения. Приведены примеры деятельности педагога, психолога по работе со школьниками для обеспечения их информационной безопасности. Ключевые слова: информационные угрозы, информационная безопасность, безопасная информационно- образовательная среда, психолого-педагогическое сопровождение информационной безопасности школьников | 1312 | |||||
820 | - | 1311 | |||||
821 | Одним из значимых элементов коммуникативной компетенции является социальная компетенция, формирование и развитие которой способствует приобщению учащихся к новому социальному опыту с использованием иностранного языка. Отсутствие подробного описания содержания социальной компетенции на иностранном языке затрудняет реализацию основной цели обучения иностранным языкам - достижения определенного уровня развития коммуникативной компетенции, позволяющего использовать иностранный язык как средство общения и познания. В данной статье предлагается вариант содержания социальной компетенции на иностранном языке для начальной школы. | 1311 | |||||
822 | Достоинства монографии М.А.Хатямовой «Творчество Е. Замятина в контексте повествовательных стратегий первой трети ХХ века: создание авторского мифа» (Томск, 2007) связываются рецензентом с исследованием разных типов сказового повествования, а также оформлением метатекстовых структур в прозе известного писателя | 1311 | |||||
823 | . Ключевые слова: педагогическая модель, компетентностный подход, технология обучения иностранному языку, толерантная компетенция, формирование поликультурной компетентности, модель формирования поликультурной компетентности, системный подход, активные способы формирования | 1311 | |||||
824 | Статья восполняет недостаток методологии психологического анализа деятельности для групповой учебной работы. Показана специфическая продуктивность групповой учебной деятельности, выявлены единичные и общие стадиальные изменения различных психологических систем. Ключевые слова: единичное, общее, продуктивность, групповая учебная деятельность, учебная кооперация, социальная эргичность | 1311 | |||||
825 | Рассматриваются вопросы использования информационной политики и формирования общественного мнения органами управления вузом в качестве инструментов создания имиджа современного образовательного учреждения. Представлен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования общественного мнения о высшем образовательном учреждении, используемый для воздействия на потребителя в педагогическом общении при организации встреч с целевыми аудиториями. Ключевые слова: информационная политика, общественное мнение, педагогическое воздействие, формирование имиджа | 1311 | |||||
826 | В научно-методическом аспекте методический комментарий существует в двух основных формах – как вид информационно-методической продукции и как экспертная оценка. Обе формы значимы и востребованы и теоретиками, и практиками образовательного процесса. Рассматривается методический комментарий как средство развития и оценки профессиональной компетентности учителя иностранного языка. Предложены наиболее приемлемые основы (содержательный материал) для методического комментирования в процессе подготовки учителя (утверждения по ключевым вопросам методической проблематики; цитаты из научной и учебной литературы; описание методов, приемов, способов, форм обучения; результаты педагогической деятельности). Приведены примеры заданий из зарубежных учебников, которые можно считать аналогичными методическому комментарию, и примеры авторских заданий для методического комментирования. Даны критерии оценки методического комментария. Ключевые слова: методический комментарий, профессиональная компетентность, средство развития профессиональной компетентности, иностранный язык, учитель иностранного языка | 1311 | |||||
827 | Введение. Рассматривается технология смешанного обучения, объединяющая в себе преимущества традиционного аудиторного и электронного обучения, обеспечивающая развитие студента как субъекта самообразовательной деятельности и формирующая его готовность к саморазвитию в будущем. Целью исследования является рассмотрение и анализ особенностей, ключевых характеристик технологии смешанного обучения, исследование моделей ее внедрения в учебный процесс, а также описание опыта применения данной технологии в ходе преподавания дисциплины «Иностранный язык» в вузе. Материал и методы. Использовались методы теоретического анализа: изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы и интернет-ресурсов по проблеме исследования, изучение зарубежного опыта использования смешанного обучения в образовательном процессе, а также рефлексия педагогической деятельности автора данной статьи. Результаты и обсуждение. Описаны модели и подходы внедрения смешанного обучения в учебный процесс. Выделены ключевые характеристики смешанного обучения: индивидуализация образовательного процесса, продуктивная самостоятельная работа, рациональное использование аудиторного времени, активное использование современных информационно-коммуникационных технологий и т. д. Дана характеристика взаимодействия субъектов (преподаватель, студенты, электронные образовательные ресурсы) и реализуемых ими ролей в модели смешанного обучения. Рассмотрены электронные ресурсы для внедрения смешанного обучения в образовательную практику (системы управления обучением, массовые открытые онлайн-курсы, облачные сервисы Google for Education). Описан опыт применения технологии смешанного обучения в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык». Учебный процесс строился в соответствии с технологией Flipped Classroom, которая реализуется в виде трехступенчатой образовательной модели – самостоятельная доаудиторная работа (просмотр видеолекций с целью ознакомления с теоретическим материалом до занятия, выполнение заданий для проверки понимания просмотренного материала), аудиторная работа (активные/творческие виды учебной деятельности) и постаудиторная работа (самостоятельное обобщение изученного учебного материала). Заключение. Сделан вывод о том, что результатом использования модели смешанного обучения является повышение качества знаний студентов и развитие их способности учиться самостоятельно. Ключевые слова: смешанное обучение, информационно-коммуникационные технологии, самостоятельная работа, Google for Education, перевернутый класс | 1311 | |||||
828 | . | 1310 | |||||
829 | Современная жизнь России предъявляет новые требования к человеку, в частности, возрождается интерес к системе ценностей личности. Отсутствие конфликта между общественными и субъективными ценностями помогает не только продуктивно прожить жизнь, но и содействует самоактуализации человека, как смысложизненной потребности. В статье рассматривается возможность формирования субъективной системы ценностей в условиях пролонгированного тренинга. | 1310 | |||||
830 | В статье приведены новые экспериментальные данные по биологической продуктивности растительных сообществ плоскобугристых болот лесотундры Западной Сибири, полученные за последние 3 года. Продукция болотных экосистем составляет в лесотундре от 150 до 600 г/м2 в год и определяется главным образом растительным сообществом экосистем и микротопографией. Основной вклад в продукцию дают подземные органы кустарничков и мхи. Максимальная разница в продукции проявляется между разными местообитаниями | 1310 | |||||
831 | В статье рассмотрен аксиологический аспект развития активности современных студентов 1–3 курсов обучения в вузе. Представлено теоретическое обоснование проблемы ценностей и ценностных ориентаций в развитии активности личности. Отражены результаты эмпирического исследования ценностей и их взаимосвязь с самоотношением у современных студентов. Ключевые слова: ценности и ценностные ориентации, активность, самоотношение, саморазвитие | 1310 | |||||
832 | Рассматривается организация самостоятельной работы студентов на практических занятиях по математике в техническом вузе с применением компьютера как средства обучения. Ключевые слова: самостоятельная работа студентов, компетентностный подход, компетенции. | 1310 | |||||
833 | Статья посвящена итогам развития сопоставительной мотивологии в истекшие двадцать лет. Рассматривается вклад разработок по сопоставительной мотивологии в описательную мотивологию и компаративистику. | 1309 | |||||
834 | В данной работе сделана попытка проанализировать ядро концепта «младенец» в английском языке посредством изучения различных лексических единиц, которыми можно описать ребёнка в возрасте до одного года. Ядро концепта «младенец» включает в себя физические параметры, то есть: маленький вес, рост, определённый возраст, питание преимущественно молоком матери; физико-физиологические параметры, например: способность ползать, ходить короткими, неуверенными шагами, способность произносить отдельные звуки или слоги; психологические параметры: способность выражать эмоции через крик, плач, смех, улыбку. | 1309 | |||||
835 | В статье анализируются основные подходы к организации педагогического образования. Результат авторского теоретического исследования представляет инновационную, модель, включающую структуру, принципы и технологию построения образовательного стандарта среднего педагогического образования | 1309 | |||||
836 | В статье рассматриваются результаты педагогического эксперимента по определению эффективности равномерного и концентрированного распределения тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки в спортивном отделении вуза по летнему полиатлону. Данная методика использовалась при подготовке сборной команды университета к международным соревнованиям и оказала полезное воздействие на достижение конечного положительного результата. Ключевые слова: учебно-тренировочный процесс, тренировочная нагрузка, этап подготовки, концентрация, контрольное тестирование | 1309 | |||||
837 | Рассматривается структура и содержание профессиограммы бакалавра по направлению подготовки «Педагогическое образование» с учетом современных тенденций развития российского образования. Ключевые слова: профессиональный портрет, профессиограмма, профессиограмма бакалавра | 1309 | |||||
838 | Освещается социально-педагогическая деятельность доктора В. С. Пирусского по организации детских оздоровительных колоний, явившихся прообразом современных летних лагерей отдыха. Рассмотрены вопросы круглогодичной обучающей, развивающей, социализирующей работы с детьми в школе-манеже и на городских зимних и летних площадках; выявлены и обобщены оригинальные педагогические идеи ученого, предвосхитившего многие достижения последующих десятилетий в области школьного и внешкольного образования. Ключевые слова: детские оздоровительные колонии, педагогические идеи, учреждения дополнительного образования, социальные практики | 1309 | |||||
839 | Скульптура древних обитателей Западной Сибири изучена с целью выявления истоков иконографии образа медведя в культовой металлопластике кулайской общности раннего железного века. Установлено, что фигурки медведя, стоящего на четырех лапах, и изображения головы зверя генетически связаны с аналогичными вариантами скульптуры, появившимися в неолите. Изображения стоящего на задних лапах медведя приобретают популярность накануне эпохи железа под влиянием лесостепных этнокультурных импульсов. Парциальные изображения переживают процесс реархаизации и образуют композиции, известные как медведь в «жертвенной позе». Иконографические типы отражают различные семантические пласты, являясь, в частности, социальными символами. Ключевые слова: неолит, эпоха бронзы, ранний железный век, кулайская культурно-историческая общность, изображения медведя, символ, Западная Сибирь | 1309 | |||||
840 | Представлен обзор русскоязычных и иностранных справочников и учебных пособий, адресованных тем, кто изучает русский язык как иностранный, в аспекте презентации темы «Формы родительного падежа имен существительных». Цель статьи – проанализировать существующие подходы и предложить оптимальный способ описания всех особенностей родительного падежа. В результате сопоставительного анализа многочисленных источников выявлены значительные расхождения в принципах подачи и отбора языкового материала (содержательно и графически). Сделан вывод о том, что система родительного падежа дана недостаточно исчерпывающе (описаны не все типы словоизменения, не все исключения). Разработаны и представлены три авторские таблицы, в которых систематизированы окончания родительного падежа. В сводной таблице даны основные и менее распространенные флексии в единственном и множественном числе, а также главное фонетическое правило на беглые гласные. Во второй и третьей таблицах отражено максимальное количество сложных случаев образования форм, которым прежде не уделялось особого внимания, приведены примеры. К таблицам прилагаются списки слов, образующих формы родительного падежа с отклонением от правила, что объясняется фонетическими законами и историческими изменениями. Кроме того, все таблицы снабжены комментариями. В заключение сделан вывод о том, что предложенные авторские таблицы наиболее полно среди опубликованных источников отражают особенности формообразования родительного падежа и могут быть использованы на разных уровнях обучения русскому языку как иностранному. Ключевые слова: русский язык как иностранный, родительный падеж, единственное и множественное число, окончания, флексии, беглые гласные, сводные таблицы | 1309 | |||||
841 | Статья посвящена рассмотрению уникального явления в истории образования XX века, – смене педагогических парадигм. Сегодня традиционные принципы образования, ориентированные на предметные знания, уступают место идеям гуманистического образования, в центре которого находится индивидуальное саморазвитие. Центральный тезис статьи заключается в следующем: смена педагогических парадигм является методологическим резонансом изменения типов философского мышления. Исторически педагогика выступала как философская практика, и именно это позволяет говорить о классической педагогике как результате работы метафизики, а личностно-ориентированную педагогику идентифицировать как стратегию постметафизики. | 1308 | |||||
842 | В статье на материале поэзии М.И. Цветаевой рассматривается структурная организация различных типов вариативных лексических повторов, выявляются их функции и роль в текстообразовании. | 1308 | |||||
843 | - | 1308 | |||||
844 | В статье с этических и методологических позиций обсуждается состояние и статус современной психотерапии. Делается акцент на проблеме, связанной с оценкой эффективности методов психотерапии. Обсуждаются потенциалы гуманитарного подхода | 1308 | |||||
845 | Статья продолжает изучение проблем морфосинтаксиса в чувашском языке. В ней дана функциональная характеристика послелогов в сложноподчиненном предложении, исследованы лексико-грамматические отношения между главной и придаточной частями. Ключевые слова: чувашский язык, морфосинтаксис, грамматика, функциональность, послелог, сложноподчиненное предложение | 1308 | |||||
846 | Статья является результатом теоретического изучения содержания понятия «криминалистическая характе- ристика личности несовершеннолетнего преступника». Рассмотрены криминалистически значимые формы проявления индивидуально-личностных особенностей несовершеннолетних преступников в способе отдельных действий относительно события насильственного преступления: сокрытия следов и постпреступном по- ведении. Ключевые слова: криминалистическая характеристика личности преступника, влияние индивидуально-личностных особенностей преступника на способ совершения преступления, личность несовершеннолетнего преступника, насильственное преступление | 1308 | |||||
847 | Анализируются труды отечественных исследователей, изданные в советский период и посвященные политическим процессам на Корейском полуострове 2-й половины ХХ в. Рассмотрены основные вопросы, связанные с корейской проблемой. Ключевые слова: Корейский полуостров, раскол Кореи, Корейская война 1950–1953 гг., интересы СССР и США, объединение | 1308 | |||||
848 | Обсуждается использование и происхождение сленга в медицинской терминологии. Анализируются психологические, этические и правовые аспекты употребления сленга в медицинском сообществе. В качестве итога делаются выводы о причинах употребления медицинского сленга и последствиях его развития и внедрения. Ключевые слова: медицинский сленг, биоэтика, медицина | 1308 | |||||
849 | . | 1307 | |||||
850 | К проблеме различения культуры и цивилизации | 1307 |