№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5051 | Рассматриваются проблемы формирования системы стратегического планирования инновационной деятельности на промышленном предприятии. Исследование теории основных направлений инновационной деятельности и практики деятельности промышленных предприятий позволило сформулировать признаки и провести классификацию инновационной деятельности промышленных предприятий. Уточнение понятия важнейших направлений инновационной деятельности как ресурса, которым можно управлять, позволило сформулировать содержание понятия оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности промышленных предприятий и выявить их основные этапы. Для реализации задач каждого этапа оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности обоснован набор инструментов. Ключевые слова: стратегическое планирование, инструменты, оценка системы, инновационная деятельность, промышленное предприятие | 964 | |||||
5052 | Рассматриваются вопросы этнического распределения в административном управлении Республики Калмыкия, а также доступность различных этнических групп к государственному управлению Ключевые слова: этнические группы, элита, государственное управление, кадровый состав | 964 | |||||
5053 | Рассматривается проблема креативности в рамках транскоммуникативного подхода В. И. Кабрина. Представлены результаты исследования построения образа «Я-креативного» через текст, исследуется проблема осознания студентами своей креативности и реализации своего творческого потенциала в жизнедеятельности. Ключевые слова: креативность, «Я-образ», транскоммуникация, транскоммуникативный луч | 964 | |||||
5054 | Рассмотрены подходы к определению экономического кластера, проблема отсутствия единой дефиниции и подхода к определению «экономический кластер», а также свойства, определяющие основные различия в типологии кластеров, и место кластерного подхода в стратегии развития государства; рассмотрены основные преимущества использования кластерного подхода в современных условиях. Затрагиваются основные аспекты кластерной политики как формы территориально-отраслевой организации производства и развития регионов. Ключевые слова: экономический кластер, определение кластера, развитие региона, типология кластеров, глобализация, кластерная политика, кластерная структура, региональная экономика | 964 | |||||
5055 | На основе литературных данных рассматривается широкий спектр биологических функций металлотионеинов, в том числе транспорт металлов в организме, защита от оксидативного стресса, а также их применение как диагностического теста при интоксикациях, в том числе при отравлениях тяжелыми металлами. Методологически обосновываются возможные взаимосвязи обмена металлотионеинов с окислительной модификацией белков и липидов (спонтанной и металлинициируемой). Предлагается применение методов мониторинга соответствующих тестов в системе с определением уровня молекул средней массы как параметров интоксикации, в том числе при воздействии тяжелых металлов, для выявления корреляций динамики металлотионеинов в организме в условиях окислительного стресса. Ключевые слова: металлотионеины, окислительная модификация белков и липидов, мониторинг | 964 | |||||
5056 | Выявлены некоторые особенности индивидуального стиля (идиостиля) певицы, поэтессы и композитора И. А. Богушевской. Материалом для анализа послужили тексты сообщений И. А. Богушевской, размещенные в Живом журнале с марта 2005 г. по ноябрь 2014 г. Отличительной особенностью индивидуального стиля И. А. Богушевской является высокая концентрация различных экспрессивных средств: разговорных и просторечных слов, жаргонизмов, единиц «олбанского» языка, окказионализмов (лексических, морфологических, семантических), тропов (сравнений, метафор, олицетворений, эпитетов) и стилистических фигур (анафоры, антитезы, градации, многосоюзия, парцелляции, анадиплоcиса, повтора). Другими характерными чертами идиостиля И. А. Богушевской являются языковая игра и использование прецедентных текстов, терминов (музыкальных и не только), лексики тематической группы «Музыка». Ключевые слова: блог, Живой журнал, индивидуальный стиль (идиостиль), И. А. Богушевская | 964 | |||||
5057 | Рассматриваются вопросы использования учебных тестов для формирования умений, систематизации знаний и контроля результатов при обучении математическим дисциплинам в НИУ ВШЭ – Пермь. Представлена технология по применению учебно-методического комплекса, состоящего из многоуровневых тематических тестов по основным разделам курса высшей математики. Автор делится опытом использования тестов в практике преподавания курса высшей математики в экономическом вузе. Предлагается применять учебные тесты не только для контроля результатов обучения, но и как средство обучения, а также для организации самостоятельной деятельности студентов, в том числе их внеаудиторной работы. Ключевые слова: обучение математике в вузе, систематизация знаний, самостоятельная работа студентов, система тестирования, тестовые задания | 964 | |||||
5058 | Глаголы движения в диалектах селькупского языка обозначают разные способы движения, его характер, общую направленность движения относительно говорящего, среду, в которой происходит движение и целый ряд дополнительных компонентов. Большинство глаголов движения селькупского языка однозначны, приблизительно 60 % значений не повторяются, т. е. они присущи какому-то одному глаголу движения. В анализируемой группе глаголов слабо развиты синонимические отношения в сравнении с русским языком, несмотря на то что синонимия в данной группе глаголов развита более чем в других лексико-семантических группах анализируемого языка. Глаголы движения селькупского языка подразделяются на две группы: глаголы ненаправленного движения и глаголы направленного движения. В группу глаголов направленного движения входят глаголы с абсолютной направленностью и глаголы с относительной направленностью. В тазовском диалекте селькупского языка центральным элементом лексико-семантической группы глаголов движения является глагол qənqo. В семантике данного глагола отсутствует указание на среду, в которой осуществляется движение, направление движения, способ и характер движения, однако часть значений данного глагола ориентирована в пространстве. В южных и центральных диалектах селькупского языка в качестве центральных элементов лексико-семантической группы глаголов движения выступают глаголы čāǯįgu и kwangu. Для селькупских глаголов движения наиболее существенным является обозначение общей направленности движения (приближения или удаления), ориентации в пространстве. Ключевые слова: селькупский язык, глаголы направленного движения, глаголы ненаправленного движения | 964 | |||||
5059 | . | 963 | |||||
5060 | . | 963 | |||||
5061 | Получены количественные значения составляющих долговременного тренда осадков для 129 пунктов Азиатской территории России. Выявлены типовые поля трендов. Проведена классификация долговременного тренда осадков | 963 | |||||
5062 | Рассматривается возможность решения проблемы организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей через интеграцию инструментов Веб 2.0 в образовательный процесс. Определены преимущества использования технологий Веб 2.0 перед традиционно используемыми средствами Интернет-обучения. Приводится алгоритм выполнения задания по работе над студенческим веб-проектом по дисциплине «Английский язык». Ключевые слова: учебная компетенция, самостоятельная работа, информационные технологии, Веб 2.0, блог, английский язык. | 963 | |||||
5063 | Представлены и интерпретированы результаты исследования разных групп респондентов по выявлению уровня девиаций среди детей и подростков – учащихся общеобразовательных учреждений г. Томска. Ключевые слова: уровень девиаций, младшие подростки, отклоняющееся поведение, «группы риска», социально-педагогическое сопровождение и поддержка | 963 | |||||
5064 | Выделены ключевые социально-экономические основы функционирования коммерческого института дополнительного профессионального образования. С позиции теории инвестиций в человеческий капитал рассмотрено значение данной системы для отдельного специалиста и общества в целом. На основе структурного анализа динамики занятости населения по отраслям экономики описаны вероятные перспективы для данного института в России. Ключевые слова: профессиональная переподготовка, жизненный цикл специалиста, система образования, человеческий капитал, инвестиционный механизм, структурные изменения, межотраслевой баланс | 963 | |||||
5065 | Показано, что алгебра симетрии асимптотически плоского четырёхмерного пространства-времени при свепоподобной бесконечности в смысле Ньюмана и Унти изоморфна прямой сумме абелевой алгебпы бесконечно малых конформных преобразований с bms4. Обсуждаются локальные конформные свойства соответствующих коэффициентов Ньюмана-Пенроуза, а также поверхностные заряды и их алгебра. Ключевые слова: конформная симметрия; коэффициенты Ньюмана-Пенроуза | 963 | |||||
5066 | Рассматривается необходимость внедрения образования в интересах устойчивого развития в современную практику педагогического образования, изложены основные концептуальные положения переориентации педагогического образования согласно принципам устойчивого развития. Ключевые слова: устойчивое развитие, образование в интересах устойчивого развития, педагогическое образование, современные подходы в образовании | 963 | |||||
5067 | На основании имеющегося в современной историографии материала рассматривается положение женщины из среды правящей элиты во Франции и Германии в первую половину XVII в. В фокусе внимания оказываются такие связанные со спецификой бытования правящей элиты вопросы, как политическая репрезентация, институт регентства, женский двор и ряд других. Ключевые слова: Франция, Германия, первая половина XVII в., женская правящая элита | 963 | |||||
5068 | На основе архивных материалов дается характеристика преподавательского состава и работников функциональных подразделений из числа этнических белорусов, работавших в Томском государственном педагогическом институте (ТГПИ) в 1960-х – начале 1990-х гг. Выявляются персональные данные и численность сотрудников, занимаемые ими должности, а также структурные подразделения, в которых они работали; описывается их профессиональная деятельность в ТГПИ. Приводятся биографические сведения. Ключевые слова: белорусы, профессорско-преподавательский состав, сотрудники функциональных подразделений, Томский государственный педагогический институт, история Томского государственного педагогического университета, архивные материалы ТГПУ | 963 | |||||
5069 | Рассматриваются аксиологические аспекты профессионального педагогического образования в Республике Корея, включая ценности-цели, ценности-средства, ценности-знания, ценности-отношения и ценности-качества. Представлена картина этосных ценностей южнокорейского общества. На основе анализа различных документов и материалов об образовании Республики Корея показана взаимосвязь традиционных и новых ценностей в системе педагогического образования. Ключевые слова: профессиональная педагогическая подготовка, Республика Корея, этосные ценности, традиционные ценности, новые ценности | 963 | |||||
5070 | На материале писем языковых личностей элитарного типа речевой культуры (М. В. Нестерова, Ф. И. Шаляпина, В. И. Вернадского, М. И. Цветаевой, Ю. М. Лотмана, Д. Д. Шостаковича, В. С. Высоцкого, В. П. Астафьева, Д. С. Лихачёва, А. С. Демидовой) моделируется образ русского эпистолярия. Моделирование образа жанра как составляющей речевого сознания носителей языка осуществляется в аксиологическом аспекте с опорой на метажанровые комментарии перечисленного круга адресантов – лучших представителей русской творческой интеллигенции ХХ–ХХ™ вв. Ключевые слова: эпистолярный жанр, письмо как тип текста, аксиологический аспект рассмотрения, метажанровые комментарии, языковая личность элитарного типа речевой культуры | 963 | |||||
5071 | Рассматривается сущность нравственного воспитания детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида. Нравственное воспитание начинается с момента поступления ребенка в школу и включает воспитание патриотизма, любви к Родине, своему краю, родной природе, уважительного отношения к труду взрослых и посильное участие детей в этом труде, воспитание чуткого, заботливого отношения к людям, а также необходимых навыков поведения в обществе. Указываются особенности формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью. Изучены и описаны особенности нравственных представлений и музыкального восприятия детей младшего школьного возраста, имеющих умственную отсталость. Раскрыты возможности музыки как средства, позволяющего эффективно реализовать процесс формирования нравственных представлений младших школьников с умственной отсталостью. Ключевые слова: нравственные представления, младшие школьники, умственная отсталость, музыка | 963 | |||||
5072 | Рассматриваются особенности обучения иноязычной экспрессивной речевой деятельности студентов технических специальностей. Актуальность проблемы связана с коммуникативной асимметрией в преподавании, доминированием репродуктивных речевых действий. Разрабатываются компенсаторные приемы и способы обучения креативной интерпретации текста. Раскрывается содержание, включающее мотивирующие тексты, коммуникативные задания. Оптимизация учебного процесса предполагает моделирование естественных ситуаций общения, активизацию языкового материала, использование опорно-функциональных схем. Определяются психологически комфортные формы сотрудничества педагога и студентов. В результате обосновывается эффективность стратегии обучения, стимулирующей развитие продуктивных речевых умений учащихся, следовательно, оригинальные высказывания в связи с коммуникативным намерением. Ключевые слова: иноязычная коммуникация, продуктивные речевые действия, творческое воспроизведение, ситуации общения, функциональные схемы, креативные высказывания | 963 | |||||
5073 | Рассматривается одно из приоритетных направлений деятельности Европейской комиссии и Совета Европы – политика по формированию наднациональной европейской идентичности молодежи и развитию понятия европейского гражданства. Определяется степень изученности проблемы в российском научном дискурсе; описываются методологические основания и источниковая база исследования. Показывается включенность ФРГ в процессы формирования, институциональные структуры и механизмы реализации молодежной политики ЕС. Дается характеристика соотношения различных уровней идентичности германской молодежи (национального и наднационального, европейского), принадлежности к Европейскому союзу (гражданству ЕС), особенностей предъявления европейской идентичности (исследование смыслов и интерпретаций понятия общей Европы), представлена оценка германской и европейской молодежью в целом будущего объединенной Европы. Делается вывод о высоком уровне европейского гражданского самосознания и европейской идентичности германской молодежи, ее удовлетворенности жизнью в ЕС; доминировании в молодежной среде Германии позитивного восприятия Европейского союза и относительном доверии к его институтам. Ключевые слова: Европейский союз, Европейская комиссия, европейское гражданство, европейская идентичность, молодежная политика, европейская молодежь, Германия | 963 | |||||
5074 | Введение. Обсуждается одна из самых насущных прикладных задач современной методики обучения языкам: создание дидактических материалов нового поколения с привлечением информационно-коммуникационных и интернет-технологий. Материал и методы. Рассматривается уже имеющийся опыт использования информационно-коммуникационных и интернет-технологий в образовании в США и Западной Европе, где внедрение компьютерных технологий в сферу образования началось намного раньше, чем в России. Результаты и обсуждение. Анализ опыта внедрения обучающих материалов нового поколения в практику дает основания утверждать, что обращение к информационно-коммуникационным и интернет-технологиям при разработке дидактических материалов наряду с новыми возможностями создает и новые (еще не до конца изученные) трудности. Показано, что средство презентации информации (и, следовательно, ее формат) влияет на характер обработки, усвоения и запоминания ее человеком: цифровые тексты намного менее полно и точно воспринимаются читающими, чем тексты в традиционном формате (напечатанные на бумаге). Это объясняется психофизиологическими и психологическими механизмами восприятия текста, данного на экране монитора и на бумаге. Работа с текстом в цифровом формате приводит к трансформации самой деятельности «чтение», которая теперь не требует формирования в полном объеме умений и навыков, необходимых для глубокой переработки информации, самостоятельного анализа текста в процессе чтения. Наконец, изменяются приемы организации текстов, размещаемых в Сети. Традиционные тексты (в том числе классические научные, художественные тексты), выстроенные по иным моделям, не могут быть в полной мере восприняты с экрана монитора. Перечисленные трудности в ряде случаев (например, при обучении реферативному чтению) становятся серьезным препятствием для реализации целей обучения. Заключение. Осмысление возникающих трудностей позволяет сформулировать новые методические задачи, которые встают перед преподавателем в процессе подготовки электронных курсов по обучению реферативному чтению, и предложить некоторые практические шаги, направленные на решение этих задач. Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, информационно-коммуникационные технологии, интернет-технологии, обучение чтению, реферативное чтение | 963 | |||||
5075 | Введение. Описываются три основные модели построения межъязыковых каламбуров – полилингвальных образований, в которых осуществляется игра слов на разноязыковом материале, а также приводятся результаты экспериментального исследования восприятия межъязыковых каламбуров. Цель исследования – установить воздействие экспликатора (вспомогательного вербального или иконического указателя на другой язык или атрибута «чужой» культуры) на восприятие межъязыковых каламбуров носителями русского языка; выявить наиболее понятные для носителей русского языка языковые модели межъязыковых каламбуров. Материал и методы. Исследование проведено на материале 416 межъязыковых каламбуров, отобранных в сети Интернет методом целенаправленной выборки (9gag.com – 180, Reddit – 185, «ВКонтакте» – 51) в период с 2016 по 2019 г. Для интерпретации значений межъязыковых каламбуров были применены описательный метод и метод семантического анализа. Для оценки восприятия межъязыковых каламбуров был проведен лингвистический эксперимент, включающий два этапа: перевод и толкование значений иностранных лексем в 20 межъязыковых каламбурах. В эксперименте приняли участие 200 студентов языковых специальностей Кемеровского государственного университета и Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета, Сибирского федерального университета и Алтайского государственного педагогического университета. Результаты и обсуждение. Экспликатор, содержащийся в межъязыковом каламбуре, способствует правильному его восприятию. Антиципационная модель оказалась наиболее простой для понимания русскими респондентами, представленные ею межъязыковые каламбуры на основе английского языка были корректно определены в 45,2 % случаев. Каламбуры, представленные неологической моделью, менее понятны, особенно при отсутствии экспликатора (25 %). Каламбуры, описываемые имплицитной моделью, также воспринимаются респондентами, но в меньшем количестве случаев (19 %). Среди межъязыковых каламбуров, созданных на основе русского языка, наиболее понятны каламбуры, представленные антиципационной моделью, – 51,75 %, далее следуют каламбуры, которые могут быть отнесены к неологической и имплицитной моделям – 50,6 и 15 % соответственно. Заключение. Иконический или вербальный экспликаторы являются важными, но не критичными для понимания межъязыковых каламбуров. Однако в том случае, когда иноязычные элементы (лексемы или их часть) не выражены в каламбуре эксплицитно, экспликатор является необходимым условием успешного восприятия межъязыкового каламбура. Антиципационная и неологическая модели описывают наиболее понятные межъязыковые каламбуры. Ключевые слова: межъязыковой каламбур, игра слов, диаморфическая связь, экспликатор, лингвистический эксперимент, языковая модель | 963 | |||||
5076 | Введение. Повышенная интертекстуальность романов современного писателя-модерниста Лены Элтанг многократно подмечалась критиками и исследователями. Обращение к интертексту (как к литературным произведениям, так к мифам и фольклору) повышает сематическую плотность повествования, помогает Элтанг раскрыть специфику сознания персонажей, осознающих себя параллельно существующими в социальной реальности и в культуре/текстах. Цель – выявить семантику и функции сказочного интертекста в модернистском романе Лены Элтанг «Каменные клены». Материал и методы. Применен интертекстуальный и мотивный анализ с опорой на работы И. Смирнова, М. Гаспарова, Б. Гаспарова, И. Паперно. Также теоретической базой являются труды фольклористов и психологов, посвященные изучению мотивной структуры фольклорных сказок о девушке-сироте, сюжета инициации (Е. Н. Елеонская, О. М. Фрейденберг, Р. Ефимкина и др.). Материал исследования – роман Лены Элтанг «Каменные клены» (сюжетная линия центральной героини Саши Сонли). Результаты и обсуждение. Анализ романа позволил установить соответствие сюжетной логики романа мотивной структуре сказки, иллюстрирующей этапы инициации. Но, во-первых, в отличие от не знающей психологизма и рефлексивного героя сказки, роман Элтанг представляет собой прозу «потока сознания», ориентированную на раскрытие внутреннего мира человека. Во-вторых, сложная, по сравнению со сказкой, субъектная организация романного текста позволила Элтанг в сюжетных линиях разных героев выстроить аллюзии на сказки разных подтипов (о женской и мужской инициации, заколдованном царстве). Несмотря на индивидуальные усилия Саши Сонли не иметь сходства с падчерицей из сказки, ее судьба выстраивается в соответствии с фольклорным инвариантом сюжета о девушке-сироте (в чем проявляется авторская, надперсонажная воля): смерть матери, утрата дочерью защиты отца; противостояние падчерицы мачехе; соперничество сводных сестер; победа падчерицы благодаря волшебному средству (материнскому оберегу), который способствует и поиску жениха. Функции материнского оберега в романе выполняет Травник – «тайная тетрадка», соединяющая дневник и свод рецептов народной медицины. Он воспринимается Сашей как канал связи с умершей матерью, играет ключевую роль в поиске суженого. В духе модернизма, опирающегося в равной степени и на достижения психоанализа, и на культурные архаичные модели, сюжет инициации героев в романе фабульно выстраивается в соответствии с фольклорной сказкой, но этой внешнесобытийной канве сопутствует внутренний сюжет психологически сложного проживания героями запоздалого взросления, расставания с чувствами вины перед родителями и обиды на них, расставания с прошлым ради будущего. Заключение. Посредством сказочного интертекста Элтанг встраивает индивидуальную жизнь героев в хронотоп большой культуры. Частная жизнь героев ценна уникальностью переживаний, но событийно она повторяет вечные сюжеты. Ключевые слова: современный модернизм, литература русской эмиграции, интертекст, сказочные образы и мотивы, инициация, Лена Элтанг | 963 | |||||
5077 | . | 962 | |||||
5078 | Отражены особенности влияния образовательного фактора на экономический рост в современных условиях и эффективности инвестиций в сферу образования. Рассмотрены теоретические вопросы и основные тенденции развития концепции человеческого капитала. Обобщены и сформулированы принципы совершенствования управления образовательным фактором экономического роста. Ключевые слова: образовательный комплекс, инновации, инновационный рост экономики, образовательный подход, человеческий капитал, экономический рост, образовательный процесс, трудовые ресурсы | 962 | |||||
5079 | Описывается опыт использования информационных и компьютерных технологий в профессиональной подготовке будущих учителей-физиков, а также методика формирования профессиональных навыков работы с современным учебным лабораторным и демонстрационным физическим оборудованием. Ключевые слова: физика, информационные технологии | 962 | |||||
5080 | Описаны результаты исследования семиотической системы, содержанием которой являются буквенные знаки русского алфавита. Показано, что буквенные знаки закономерно взаимосвязаны друг с другом, являются семиотическими элементами символико-концептуального уровня когнитивной сферы личности. Ключевые слова: когнитивная сфера личности, структура, буквенные знаки, частотный спектр | 962 | |||||
5081 | Представленные результаты исследования уточняют сведения о влиянии краткосрочных нагрузок на зрительную систему. По данным регистрации порогов электрочувствительности, электролабильности, электроретинограммы и вызванных потенциалов можно сделать вывод о том, что более выраженные изменения в периферических и центральных отделах зрительной системы возникают при действии транзиторной физиологической гипоксии. Ключевые слова: краткосрочная зрительная нагрузка, электроретинограмма, зрительные вызванные потенциалы | 962 | |||||
5082 | Проведен анализ понятий «развитие» и «продуктивность» как базовых ценностных ориентиров российского образования. Показаны терминологическое несовершенство понятийного аппарата отечественной педагогики и его следствия в практике образования. Выявлена тенденция к увеличению роли продуктивности в качестве ценностного ориентира для системы образования в Российской Федерации. Ключевые слова: система образования, ценностные ориентиры, развитие, продуктивность | 962 | |||||
5083 | На материале двух пьес М. А. Булгакова «Багровый остров» (1926) и «Полоумный Журден» (1932) рассматриваются формы драматической условности М. А. Булгакова. Создатель известного метаромана использует метатекстовые структуры сначала в своих пьесах, совмещая пародию на современное искусство, социальную сатиру с эстетическим самоопределением автора, осмыслением отношений жизни и театра. Метатекстовая семантика «репетиции» в «Багровом острове» совмещает сатирическое изображение современного государственного искусства с рефлексией по поводу творчества, своей писательской судьбы в новом обществе. В пьесе «Полоумный Журден», переосмысливающей творчество Мольера, тройная структура «театр в театре в театре» фокусирует проблему утраты смысла творчества. Условными формами в драмах М. А. Булгакова становятся «театр в театре», «репетиции спектакля», параллельные «литературные» сюжеты, культурные и литературные реминисценции. Ключевые слова: драматургия М. А. Булгакова, метапьеса, «театр в театре», метатекстовые структуры, литературная саморефлексия | 962 | |||||
5084 | Рассматривается история изучения проблемы возвышения политического центра в ходе централизации России и Франции в XIV–XVI вв., а также характеризуются взгляды историков на причины становления столиц в процессе формирования единых государств России и Франции. Выявляются общие и особенные черты исследований по данной тематике в российской и французской историографии. Так, наиболее рассматриваемыми причинами утверждения политических центров как России, так и Франции являются политические и социальные. Специфическими же причинами могут являться идеологический фактор (при изучении возвышения Москвы) и культурный (при характеристике утверждения Парижа в качестве столицы Франции). Ключевые слова: российская и французская историография, объединительные процессы, политический центр, столица | 962 | |||||
5085 | Представлены аналитические материалы, отражающие современное состояние профессиональной подготовки социальных педагогов. Посредством метода теоретического анализа и анализа образовательного опыта вуза обоснована роль профессиональных проб в процессе подготовки социально-педагогических кадров. Показаны возможности профессиональной пробы как средства подготовки будущих социальных педагогов к выполнению профессиональных функций в соответствии с современными нормами, образцами и стандартами педагогической деятельности. Охарактеризованы особенности организации профессиональных проб в вузовской подготовке бакалавра для сферы социальной педагогики в соответствии с современными тенденциями модернизации педагогического образования, профориентационными и акмеориентированными задачами. Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, социальный педагог, социально-педагогически профилированный бакалавриат, профессиональная проба | 962 | |||||
5086 | Рассматриваются средства выражения модальности потенциальности и желания в готском языке, определяется наметившаяся в его системе тенденция к переходу функций выражения значений возможности, необходимости и желания от грамматических средств – наклонений к лексическим средствам – глаголам. Для объяснения этого процесса выявляются наиболее «слабые», охваченные перестройкой участки модальной подсистемы готского языка: формы наклонений оптатив и императив, а также класс претерито-презентных глаголов. Анализ различных оттенков значений потенциальности и желания, вербализованных соответствующими лексическими и грамматическими средствами, позволил установить семантические отношения вариативности как между грамматическими и лексическими средствами, так и внутри последних и тем самым определить статус претерито-презентных глаголов в готском языке. Ключевые слова: претерито-презентные глаголы, оптатив, императив, возможность, необходимость, желание, вариативность, внутренняя модальность | 962 | |||||
5087 | Рассматриваются ассоциативные связи польского концепта «śmierć», исследование которых может помочь при моделирования его структуры. На уровне вербальных ассоциаций установлено, что в сознании носителей языка понятие «śmierć» включает в себя признаки ‘конца’, ‘ухода’, а также ‘новой/лучшей жизни’ и др. В ассоциативные ряды включаются не только тематически связанные единицы (śmierć – cmentarz, pogrzeb и т. д.), но и единицы, репрезентирующие визуализированный образ смерти, ее атрибуты (kobieta, szkielet, kosa, miecz и т. д.), описательно выражающие отношение к ней, дающие ей оценку (chłód, ciemność). Индивидуальные (неповторяющиеся) ассоциаты позволяют увидеть направления расширения ассоциативных связей анализируемого концепта и специфику личностного осмысления того, что такое смерть. Ключевые слова: концепт, репрезентация концепта, вербальные ассоциации, польская лингвокультура | 962 | |||||
5088 | Введение. Статья посвящена анализу ассоциативного потенциала прецедентных текстов в публицистическом дискурсе. Актуальность исследования обусловлена коммуникативно-деятельностным подходом к изучению языка, в русле которого прецедентные тексты выступают как средство общения автора и адресата, аккумулирующие квант культурологической информации и стимулирующие в сознании адресата комплекс ассоциаций. Знание прецедентных текстов является условием понимания публицистического текста, культурного и общественно-политического контекста, отраженного в нем, и способствует успешной коммуникации в пространстве публицистического дискурса. Цель работы заключается в выявлении специфики текстовых ассоциаций прецедентных высказываний в публицистическом дискурсе. Материал и методы. На материале текстов периодических изданий «Комсомольская правда», «Известия», «Труд», а также электронных информационных порталов рассмотрены виды ассоциативных связей прецедентных текстов. Исследование выполнено в русле ассоциативного направления коммуникативной стилистики текста. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выявить типичные текстовые ассоциации на прецедентные тексты, среди которых – тезаурусные ассоциации «культурологического» характера: имя автора, название произведения, имя персонажа. В ассоциативное поле прецедентного текста входят образные, тематические, ситуативные, когнитивные ассоциации, стимулированные как самим прецедентным текстом, так и темой, жанром текста-реципиента. В тексте-реципиенте широко представлены лингвистические ассоциации, среди которых можно выделить лексические единицы с семами «ситуация, «происшествие», «событие», экспрессивно-оценочную и атрибутивную лексику, характеризующую ситуацию. Ассоциативные связи прецедентного текста, стимулированные средствами текста-реципиента, участвуют в текстообразовании и служат средством управления вниманием адресата. Коммуникативный потенциал прецедентного текста, отраженный в его ассоциативном поле, имеет информативную и прагматическую значимость. Результаты проведенного исследования могут представлять интерес в рамках реализации таких курсов, как «Стилистика», «Филологический анализ текста», «Текстовая деятельность в разных сферах общения» и др. Заключение. Проведенный анализ показал, что ассоциативное поле, стимулированное прецедентным текстом, содержит комплекс лингвистических и тезаурусных ассоциаций «культурологической» направленности, значимых для понимания как прецедентного высказывания, так и текста-реципиента. Прецедентный текст, как правило, имеет ассоциативную поддержку в тексте-реципиенте и является средством организации познавательной деятельности читателя. Ключевые слова: прецедентный текст, прецедентный феномен, коммуникативная стилистика текста, публицистический дискурс, текстовые ассоциации | 962 | |||||
5089 | 961 | ||||||
5090 | . | 961 | |||||
5091 | Рассматривается понятие «панорамно-педагогическое мышление», обосновывается возможность его становления в период обучения в вузе, характеризуются внешние и внутренние закономерности этого процесса, соответствующие им принципы. Ключевые слова: панорамно-педагогическое мышление, концепция становления панорамно-педагогического мышления, закономерности, принципы | 961 | |||||
5092 | Раскрывается сущность необходимых условий для успешного формирования профессиональных мотивов студентов неязыковых вузов. Авторами описывается метод проектов, его преимущества и специфика использования в условиях высшего неязыкового образования. Обосновывается эффективное применение контекстного подхода к осуществлению проектов. Ключевые слова: профессиональный мотив, подход, метод, развитие, условия, обучение, контекстный подход. | 961 | |||||
5093 | Анализируется отношение человека к смерти как важный элемент древнескандинавской культуры. На примере мифологических песен, изложенных в сборнике «Старшая Эдда», автор исследует два способа освобождения от страха перед предстоящей гибелью. Первый способ – это высмеивание страха в комических песнях, второй – прославление момента гибели в героических сказаниях. Ключевые слова: эсхатология, Старшая Эдда, фатализм, мифология, героизм | 961 | |||||
5094 | Обосновано, что группы, исповедующие модель самобытного сопротивления, сознательно стараются корректировать модернистскую установку на примат идеологических конструкций над культурой и восстановить статус культуры в политике. Логика существования «граждан мира» и «самобытного сопротивления» является взаимоисключающей, поэтому их сосуществование вряд ли окажется мирным. В этом смысле социокультурный процесс сегодня, как и всегда, детерминирует политическое развитие, а идентичность остается главным фактором изменения политического развития. Ключевые слова: социокультурная идентичность, территориальная самобытность, движение экологистов, религиозная самобытность | 961 | |||||
5095 | Рассматривается концепция, которая появилась недавно в современной террорологии. Ряд авторов доказывают, что современные исламистские террористы подобны анархистам. Они длительное время ассоциировались с бомбами, произволом и действиями насилия. Это вызывает желание провести параллели между анархистами XIX и XX столетий и современными террористами. Статья профессора Джелвина располагает Аль-Кайду и подобные джихадистские движения в пределах категории анархизма. Другие исследователи осторожно относятся к такой точке зрения. Они критикуют некоторые положения, обращаются к историческим фактам. Задачей автора статьи стал анализ и критика слабых сторон этой концепции. Автор считает, что это прогнозирующее суждение было сформировано преждевременно. Ключевые слова: террорология, терроризм, Аль-Кайда, анархизм, джихад, халифат, исламисты, партизаны | 961 | |||||
5096 | На материале готского, древне-, средне- и ранненововерхненемецкого языков рассматривается процесс развития модального глагола mцgen, вычисляется текстовая частотность данного глагола, проводится анализ контекстов, способствующих развитию новых значений, определяются механизмы семантических изменений, происходящих в процессе развития претерито-презентного глагола в модальный. Ключевые слова: модальный глагол, текстовая частотность, контекстное переосмысление, «связывающий» контекст, контекст «переключения» | 961 | |||||
5097 | Представлено исследование схожих и отличительных особенностей жанра сонета в творчестве европейских мастеров поэзии (главным образом в творчестве У. Шекспира) и азербайджанских поэтов (на примере творчества Адиля Бабаева). Рассматривается история появления и развития сонета в странах Европы и в Азер-байджане, указываются основополагающие принципы и правила, которые необходимо соблюдать поэтам, обращающимся к этому жанру поэзии, независимо от языка и места создания. Кроме этого, приводятся убедительные аргументы в пользу сохранения национального колорита и традиционных поэтических средств при использовании формы сонета в литературе различных национальных культур. Ключевые слова: сонет, европейский, азербайджанский, схожие и отличительные особенности | 961 | |||||
5098 | Обсуждается проектирование коммуникативного пространства урока в новых образовательных условиях. Доказывается значимость и эффективность проекта-диалога как учебной ситуации, актуализирующей смыслодеятельность обучающихся. Ключевые слова: коммуникативное пространство, проект-диалог, смыслодеятельность | 961 | |||||
5099 | Исследуются проблемы, с которыми преподаватель вуза сталкивается в процессе профессионального педагогического общения, отражены сложности во взаимоотношениях педагога с коллегами, администрацией, студентами, а также предложены возможные варианты урегулирования возникающих конфликтов. Особое внимание уделено затруднениям в педагогическом общении, специфичным для преподавателей иностранных языков. Кроме аналитического обзора результатов исследований по проблеме педагогического общения представлены результаты опроса, проведенного среди студентов и магистрантов вузов г. Новосибирска, в ходе которого участники пытались создать модель идеального преподавателя иностранных языков, опираясь на собственный опыт общения с педагогами своего учебного заведения. Ключевые слова: педагогическое общение, профессиональное развитие, педагогический коллектив, преподаватель иностранных языков, студент, вуз | 961 | |||||
5100 | Изучены особенности семантики цветообозначений со значением «черный» в тазовском диалекте селькупского языка. Исследование текстов прозаического фольклора и лексикографических трудов тазовского диалекта селькупского языка показало, что в тазовском диалекте основным термином для обозначения черного цвета является лексема sǟqy (sǟ). Она может характеризовать цвет таких объектов живой и неживой природы, как кожи человека (смуглой, загорелой и цвета синяка), волос человека (брюнета), оперенья птицы синицы-черногрудки, шерсти черно-бурой лисы и лисы-чернодушки, цвет густого леса, торфа, игральных картиночных карт двух мастей (крести и пик), железа, реки (предположительно Ангары) и одежды. Были обнаружены примеры мужских личных имен, в состав которых входит рассматриваемое цветообозначение со значением «черный». В качестве технического приема в данном исследовании предлагается построение таблиц, включающих как объекты, характеризуемые цветообозначением в тазовском диалекте, так и атрибутивные конструкции с терминами цвета. Таблица сопровождается комментариями и позволяет, с одной стороны, сравнить цветовые характеристики как в пределах одного объекта в исследуемом диалекте селькупского языка, так и, с другой стороны, наглядно изучить семантику цветообозначения «черный», которая присуща разным объектам. Таким образом, настоящее исследование на материале тазовского диалекта селькупского языка может послужить основой для дальнейших сопоставительных исследований и представлять интерес в типологической перспективе, которая позволит зафиксировать различия в устройстве рассматриваемой семантической зоны в селькупских говорах и диалектах. Ключевые слова: семантика, цветообозначения, черный, селькупский язык, тазовский диалект | 961 |