№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
5151 | Введение. Для обеспечения качественно нового уровня отечественного образования и его позиционирования на мировом рынке образовательных услуг необходим пересмотр и анализ инновационной составляющей деятельности преподавателя. Цель исследования. На основе разработки понятия «индивидуальная инновационная траектория преподавателя иностранного языка» помочь преподавателям повысить качество их работы в соответствии с современным уровнем образования. Материал и методы. Материалом для исследования послужили статьи по теме инноваций в области преподавания иностранного языка, а также ответы преподавателей на вопросы онлайн-анкеты. Последние были дополнены результатами индивидуальных собеседований. Полученные данные были подвергнуты статистической обработке. Результаты и обсуждение. Анализируются эмпирические данные, полученные в результате онлайн-опроса преподавателей иностранного языка вузов и школ центра России для определения их отношения к инновациям, которые подтверждают интерес преподавателей к теме инноваций в профессии. Выявлены факторы, препятствующие внедрению инноваций, основным из которых является высокая загруженность преподавателей. Определена личная степень участия преподавателей в разработке инновационных методов и их позитивное восприятие понятия «индивидуальная инновационная траектория». Выводы. Осознание преподавателем возможности личностного профессионального роста на основе выстраивания и реализации «индивидуальной инновационной траектории» позволит повысить качество и эффективность его работы, будет способствовать его профессиональной и творческой самореализации. Внимательное отношение преподавателей к теме инноваций, критическое осмысление их эффективности и целесообразности внедрения позволят повысить качество научных исследований в данной области. Оптимальное сочетание сильных сторон традиционных методов и возможностей инноваций будет способствовать, с одной стороны, поддержанию устойчивого баланса в системе национального образования, с другой стороны, его стремлению вбирать в себя все самые прогрессивные тенденции. Ключевые слова: инновации в преподавании иностранных языков, индивидуальная траектория преподавателя, традиционные методы обучения, личностный профессиональный рост, инновационная траектория | 1051 | |||||
5152 | 1050 | ||||||
5153 | . | 1050 | |||||
5154 | Рассматриваются особенности содержания дидактической подготовки будущих учителей иностранного языка. Автор выделяет такие компоненты дидактической подготовки, как знания языка, педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки. Данные компоненты автор анализирует, базируясь на теоретических источниках в области теории обучения иностранным языкам. В заключении автор приходит к выводу о снижении уровня дидактической подготовки из-за недостаточной реализации преемственных связей в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла Ключевые слова: языковая подготовка, языковые знания, гностические умения, проектировочные умения, конструктивные умения, организаторские умения | 1050 | |||||
5155 | В статье обосновано и охарактеризовано примерное содержание работы со студентами 4–5-х курсов гуманитарного вуза в рамках программы школьной практики, направленной на их подготовку к работе в качестве классных руководителей по экологическому воспитанию учащихся. Ключевые слова: экологическое воспитание, подготовка будущего учителя | 1050 | |||||
5156 | Доказывается, что возможность построения мультикультурного общества обусловлена осознанием каждой культуры собственного ментального своеобразия, пониманием статуса ментального ядра как предела межкультурного взаимовлияния, осознанием равновеликости всех культур. Ключевые слова: культура, цивилизация, мультикультурное общество, ментальное ядро культуры | 1050 | |||||
5157 | Рассматривается специфика отражения метаязыкового сознания в дискурсе рядовых языковых личностей. Выявляются особенности метатекстов, раскрывающихся на основе различных речевых жанров и признаков. Определяются важнейшие сферы тематической палитры метатекстов. Ключевые слова: метаязыковое сознание, речевые жанры, рядовые языковые личности | 1050 | |||||
5158 | Рассматривается вопрос роли преподавания творческих дисциплин как терминологической сути определения культуры. Обсуждается значение творческих дисциплин в развитии творческого потенциала личности и использования умений воспринимать творческий результат культурной деятельности в качестве универсального средства коммуникации в поликультурном пространстве глобализующегося мира. Ключевые слова: культура, образовательный процесс, творческие дисциплины, искусство, педагогика | 1050 | |||||
5159 | Обсуждается проектирование коммуникативного пространства урока в новых образовательных условиях. Доказывается значимость и эффективность проекта-диалога как учебной ситуации, актуализирующей смыслодеятельность обучающихся. Ключевые слова: коммуникативное пространство, проект-диалог, смыслодеятельность | 1050 | |||||
5160 | Мы исследуем вывод твистованной суперсимметричной теории поля Янга-Миллса с центральным зарядом вне массовой оболочки для N=2 в двух измерениях и N=4 в четырех измерениях, используя формализм суперсвязностей. В двух измерениях мы находим N=2 инвариантную вне массовой оболочки супералгебру без дополнительной связи. Однако в четырех измерениях мы находим, что твистованная N=4 супералгебра с одним центральным зарядом всегда содержит связь. Ключевые слова: суперпространство, суперсимметрия, Янг-Миллс, квантование | 1050 | |||||
5161 | Анализируются особенности влияния фасилитирующих факторов на эффективность деятельности неформальных профессиональных сообществ педагогов дошкольных образовательных организаций. Раскрывается содержание понятий «педагогическая фасилитация», «фасилитирующие факторы». Представлены результаты авторского исследования, рассматриваемые как основание для классификации фасилитирующих факторов. Использованы научно-исследовательские методы: теоретический анализ, наблюдение, экспертный метод, опрос (анкетирование), вычисление элементарных статистик. Ключевые слова: фасилитирующие факторы, неформальные профессиональные сообщества, творческая группа, деятельность педагогов, дошкольное образование | 1050 | |||||
5162 | Исследования в области педагогики, психологии и методики обучения математике показывают, что успешность будущих учителей математики во многом зависит от того, насколько они обладают психолого-педагогическими знаниями о закономерностях психического (интеллектуального и личностного) развития учащихся и умеют эти знания применять на практике. В частности, знание основ интеллектуального воспитания учащихся может помочь в решении задач современного школьного математического образования. Такая постановка проблемы профессиональной подготовки будущих учителей математики предполагает организацию обучения, при которой интегрируются психологические, дидактические, методические и математические знания, т. е. осуществляется психодидактический подход к обучению. Кафедрой математики, теории и методики обучения математике Томского государственного педагогического университета разрабатывается один из вариантов реализации данного подхода. Он включает разработку и интеграцию таких дисциплин, как «Методика обучения математике», «Интеллектуальное воспитание», «Современные модели обучения математике», «Развивающие технологии в обучении математике» и др. Интеграция осуществляется за счет реализации следующих психолого-педагогических требований: знание концептуальных теорий обучения, в частности основ интеллектуального воспитания; формирование рефлексивного опыта; формирование текстовой компетентности; развитие открытой познавательной позиции. Основной образовательной стратегией является стратегия проектной деятельности через обучение с помощью кейсов, а также широкое использование контекстного обучения. Для осуществления этой стратегии используются различные типы учебных заданий, которые актуализируют психолого-педагогические и методические знания студентов – будущих учителей математики об определенных познавательных процессах, создают условия для того, чтобы студенты учились распознавать и сравнивать тексты с определенными психодидактическими функциями, создавать авторский текст в соответствии с психолого-педагогическими требованиями к современному образованию. Ключевые слова: психодидактика, интеллектуальное воспитание, рефлексивный опыт, текстовая компетентность, открытая познавательная позиция | 1050 | |||||
5163 | Представлены новые возможности метода сигмальных отклонений, позволяющие изучать индивидуальные особенности физического развития человека. Рассмотренные 23 антропометрических показателя сравниваются со средней арифметической и средним квадратичным отклонением этого показателя, полученным для соответствующей возрастно-половой группы, и получается индивидуальный набор сигмальных отклонений всех этих показателей. Объединяя полученные показатели в определенные группы, проанализировано наличие различных пропорций в теле человека. Исследуется индивидуальный набор сигмальных отклонений, для каждого человека подбирается индивидуальный стандарт сравнения, с которым сравниваются все 23 показателя. Все показатели, отличающиеся от этого стандарта более чем на единицу, признаются за отклонения от индивидуального стандарта. Обнаруженные отклонения условно подразделяются на «преимущества» и «недостатки» телосложения. Зная величину условных недостатков, можно предложить индивидуальную программу исправления этих отклонений с помощью современных методик дозированных физических нагрузок с целью создания гармоничного телосложения. Ключевые слова: антропометрия, график нормального распределения, метод сигмальных отклонений, отклонения и стандарты физического развития | 1050 | |||||
5164 | Введение. В настоящее время сфера строительства является одной из самых стремительно развивающихся. С развитием новых строительных технологий в русском языке появляются новые наименования данных инноваций. Актуальность работы обусловливается необходимостью изучения иноязычной профессиональной лексики в русском языке, обозначающей активно развивающиеся современные строительные технологии. Целью является выявление и описание новейшей профессиональной лексики иноязычного происхождения, относящейся к сфере инновационных строительных технологий и заимствованной в русский язык в XXI в. Материал и методы. Материалом для исследования послужила новейшая иноязычная терминология профессиональной сферы строительства, появившаяся в русском языке в XXI в. и функционирующая в профессиональном интернет-дискурсе (профессиональных и информационных порталах для строителей). Для уточнения времени заимствования номинаций использованы данные Национального корпуса русского языка. Основу методологии статьи составляют общенаучные и лингвистические приемы описательного и сравнительно-сопоставительного методов исследования. Результаты и обсуждение. В работе дан краткий обзор истории вопроса. Установлено, что целый ряд иноязычных обозначений новейших строительных технологий заимствован из другого языка вместе с самой технологией. Выявлены источники заимствования новейших номинаций строительных технологий в русском языке. Данные наименования являются заимствованными преимущественно из английского языка и представляют собой лексические заимствования, кальки и полукальки. Приведенные примеры функционирования новейших иноязычных номинаций в профессиональном интернет-дискурсе свидетельствуют о вхождении данных терминологических единиц в лексический состав профессиональной сферы строительства, хотя многие из них не зафиксированы в лексикографических источниках. Заключение. Новейшая строительная терминология XXI в. широко представлена лексикой иноязычного происхождения, прежде всего заимствованиями-англицизмами, среди которых выявлены следующие типы: лексические и семантические заимствования (кальки и полукальки). Впервые проанализированы термины, не зафиксированные в нормативных словарях иноязычных слов и терминологических словарях русского языка, а также в Национальном корпусе русского языка. Полученные результаты представляют интерес для терминоведения и могут быть использованы в учебной и лексикографической практиках. Ключевые слова: строительная терминология, новейшая иноязычная лексика, лексические и семантические заимствования, кальки, полукальки | 1050 | |||||
5165 | . | 1049 | |||||
5166 | Выявление результатов образовательной деятельности детей, обучающихся в учреждениях дополнительного образования, остается одним из наименее определенных в связи с отсутствием в этой сфере единых образовательных стандартов. Настоящий вариант диагностики является одним из возможных подходов к решению проблемы оценки образовательных результатов. Ключевые слова: дополнительное образование, дети, диагностика, тестирование | 1049 | |||||
5167 | В данной статье описываются результаты исследования социально-психологических особенностей осужденных за умышленное убийство и причинение смерти по неосторожности. Ключевые слова: агрессивность, дефициты, индивидуально-типологические особенности, межличностное общение, осужденные за умышленное убийство и причинение смерти по неосторожности, самоотношение, типы психологических защит | 1049 | |||||
5168 | Исследуется феномен становления рефлексивной парадигмы в условиях модернизации среднего профессионального образования, проводится сопоставительный анализ когнитивной и рефлексивной парадигм образования, представляется практический педагогический опыт по рефлексивному управлению развитием Шадринского политехнического колледжа. Ключевые слова: модернизация, становление, рефлексивная парадигма, среднее профессиональное образование, сопоставительный анализ, практический педагогический опыт | 1049 | |||||
5169 | Рассматривается бретонская лингвистическая граница – условная линия, разделяющая в течение долгого времени французский регион Бретань на бретонскую и романскую зоны. Особое внимание уделено критериям сдвига бретонского ареала на запад, а также общеисторическому контексту вытеснения бретонского языка из коммуникативного пространства региона. Автор рассматривает ключевые этапы изменения бретонской лингвистической границы и приходит к выводу, что сейчас она находит свое выражение в разнице топонимики, традиций и региональных вариантов французского языка региона. Ключевые слова: бретонская лингвистическая граница, языковая ситуация в Бретани, бретонский язык, язык галло, диглоссия, кельтский языковой ареал, романский языковой ареал | 1049 | |||||
5170 | На основе теории К. Г. Юнга об архетипах и сложившейся в глубокой древности символики авторы пытаются объяснить особенности бинарно-тринитарного мировосприятия. Речь идет о своеобразии русского видения мира, нашедшего выражение в русском варианте бинарности и тринитарности, ставших содержанием русской материальной и духовной культуры. Ключевые слова: архетип, символ, космизм, бинарность, тринитарность, Древо жизни | 1049 | |||||
5171 | Досуг, как известно, составляет важный компонент жизни большинства людей и является основополагающим в определении качества их жизни. В статье рассмотрен один из самых популярных видов досуга в современном американском обществе – хэндмейд. В США он является серьезным видом досуговой деятельности и представлен разнообразными формами, материалами и техникой изготовления. На основании исследования специальной американской литературы (методических рекомендаций по хэндмейд, журналов по хэндикрафту (рукоделию), были выявлены наименования основных форм хэндмейд в Америке. Важно отметить, что слово хэндмэйд (handmade) является не просто лексической единицей, а репрезентирует самостоятельный концепт со своими отдельными составляющими. Ключевые слова: мегаконцепт, досуговая активность, серьезный досуг, повседневный досуг, хэндмейд, хэндмейкер, хэндикрафт | 1049 | |||||
5172 | Рассматривается феномен «образовательное метапространство» в контексте антропологического подхода. Осмысливается понятие «субъектность» как осознанное и деятельное отношение к себе. Доказывается необходимость технологизировать деятельность педагога в образовательном метапространстве через определенные формы и приемы совместной деятельности, ориентированные на потребности современной образовательной ситуации. Описание экспериментальной части работы (проектирование образовательного метапространства) построено в логике гуманитарного исследования. Авторы реконструируют деятельность, описывают образовательные прецеденты и феномены, формулируют аналитические заключения. Ключевые слова: образовательное метапространство, субъектность, антропологический подход, совместная деятельность, гуманитарное исследование | 1049 | |||||
5173 | Очерковые произведения М. М. Пришвина «В краю непуганых птиц» и «За волшебным колобком» рассматриваются в рамках изучения Северного текста русской литературы. Образ северного леса, созданный писателем в этих произведениях, – емкий и сложный образ, обладающий особой мифопоэтической символикой. Художественное пространство леса в рассматриваемых произведениях совмещает в себе пространство реально-географическое и сказочно-мифологическое. Лесные пейзажи имеют глубинную мифопоэтическую основу, базирующуюся на важной для М. Пришвина идее единосущности, нерасторжимой взаимосвязи и взаимообратимости человека и окружающего его природного мира. Взаимопревращения человека и природы создают перспективу мифологической панорамы. В анализируемых очерковых произведениях М. Пришвина обнаруживаются архетипические мотивы и мифологемы, способствующие созданию мифопоэтического топоса леса. Мифотворчество М. Пришвина – особый способ освоения и познания мира, интуитивно-стихийное приобщение к основам бытия. Ключевые слова: М. М. Пришвин, Северный текст, топос, образ леса, мифопоэтика, мифологический подход | 1049 | |||||
5174 | В условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года актуализируется внимание к кадетской системе воспитания, обладающей особым потенциалом в развитии у детей патриотизма, духовности, нравственности. Акцентируется внимание на развитии у кадетов социального опыта. Специфика кадетских школ обусловлена тем, что регламенты жизни и распорядок дня воспитанников основаны на общевоинских уставах, жестко регламентированы и находятся под постоянным контролем воспитателей и администрации учреждения. При этом подчеркивается необходимость создания условий для развития воспитанников как свободных личностей, способных к саморазвитию, принятию решений, самореализации. На формирование у кадетов такого социального опыта ориентирована разработанная модель воспитания обучающихся в кадетской школе. Ключевые слова: кадетская школа, воспитание, моделирование, пространство самореализации, взаимодействие школы и семьи | 1049 | |||||
5175 | . | 1048 | |||||
5176 | Представлены и интерпретированы результаты исследования разных групп респондентов по выявлению уровня девиаций среди детей и подростков – учащихся общеобразовательных учреждений г. Томска. Ключевые слова: уровень девиаций, младшие подростки, отклоняющееся поведение, «группы риска», социально-педагогическое сопровождение и поддержка | 1048 | |||||
5177 | Рассматриваются проблемы формирования системы стратегического планирования инновационной деятельности на промышленном предприятии. Исследование теории основных направлений инновационной деятельности и практики деятельности промышленных предприятий позволило сформулировать признаки и провести классификацию инновационной деятельности промышленных предприятий. Уточнение понятия важнейших направлений инновационной деятельности как ресурса, которым можно управлять, позволило сформулировать содержание понятия оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности промышленных предприятий и выявить их основные этапы. Для реализации задач каждого этапа оценки системы стратегического планирования инновационной деятельности обоснован набор инструментов. Ключевые слова: стратегическое планирование, инструменты, оценка системы, инновационная деятельность, промышленное предприятие | 1048 | |||||
5178 | Рассматривается концепция, которая появилась недавно в современной террорологии. Ряд авторов доказывают, что современные исламистские террористы подобны анархистам. Они длительное время ассоциировались с бомбами, произволом и действиями насилия. Это вызывает желание провести параллели между анархистами XIX и XX столетий и современными террористами. Статья профессора Джелвина располагает Аль-Кайду и подобные джихадистские движения в пределах категории анархизма. Другие исследователи осторожно относятся к такой точке зрения. Они критикуют некоторые положения, обращаются к историческим фактам. Задачей автора статьи стал анализ и критика слабых сторон этой концепции. Автор считает, что это прогнозирующее суждение было сформировано преждевременно. Ключевые слова: террорология, терроризм, Аль-Кайда, анархизм, джихад, халифат, исламисты, партизаны | 1048 | |||||
5179 | СМИ признаются транслятором социально значимых ценностей и идей, в частности, развития межэтнической толерантности и развенчания ксенофобии. Медиатексты являются наиболее корректным материалом для анализа вербального моделирования этнокультурных образов, бытующих в общественно-политической, культурной, социальной сферах и являются богатой исследовательской базой не только для состоявшихся ученых-лингвистов, но и студентов, в частности – студентов-филологов Томского государственного педагогического университета. Ключевые слова: медиалингвистика, медийный и этнокультурный образ Польши и России, лингвокультурологические исследования студентов-филологов | 1048 | |||||
5180 | Представлен краткий обзор малоисследованной части творческого наследия Ильи Эренбурга – цикла новелл «Условные страдания завсегдатая кафе» – в связи с феноменом условности, заявленным в заглавии. Выявляется место данного цикла в творчестве автора 20-х гг. XX в. Анализируется идейно-тематическое содержание цикла, его эстетическая и жанровая природа. Прослеживается связь художественного приема условности в цикле с другими видами искусства, составлявшими предмет внимания Эренбурга. Ключевые слова: Илья Эренбург, прозаический цикл, условность в литературе, 20-е гг. XX в | 1048 | |||||
5181 | Рассматриваются требования к будущему учителю, который должен быть творческой личностью, владеть навыками креативной деятельности, которая характеризуется способностью генерировать идеи; умением находить решения в нестандартных ситуациях; способностью к анализу, синтезу, к предвосхищению различных ситуаций и др. Обосновывается необходимость организации креативной образовательной среды в вузах, осуществляющих обучение по направлению подготовки «Педагогическое образование». Выделяется группа условий, которым должна отвечать данная среда. Описывается модель организации креативной образовательной среды на примере обучения дисциплине «Основы математической обработки информации». Ключевые слова: творческий потенциал, профессиональная компетенция педагога, креативная образовательная среда, креативная компетенция педагога | 1048 | |||||
5182 | Рассматриваются методологические основания организации этнорегионального образования. Проводится критический анализ существующих подходов к трактовке понятия «этнорегиональный подход в образовании». Авторская позиция базируется на понимании использования этнорегионального подхода в единстве культурного и образовательного пространства, равноправии в сохранении и развитии языков народов, населяющих территорию региона. Раскрываются принципы этнорегионального подхода. Дается обоснование этнорегиональной подготовки учителей. Ключевые слова: этнорегиональное образование, этнорегиональный подход в образовании, принципы этнорегионального подхода, этнорегиональная подготовка учителей | 1048 | |||||
5183 | Проводится анализ средств репрезентации концепта «жертва» в образе Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Концепт «жертва» в тексте романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» реализуется на различных структурно-смысловых уровнях. Образ Раскольникова последовательно воплощает в романе различные смысловые аспекты концепта «жертва» (жертва модной теории и собственных амбиций, поколение как жертва переломной эпохи и т. д.). Наиболее значимыми для формирования рецепции становятся принципы полифонизма, когда мнение читателя создается опосредованно через проявленное в речи и мыслях отношение персонажей романа. Ключевые слова: Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», Родион Раскольников, образ, герой, аксиология, концепт, жертва, виктимология, полифонизм, рецепция | 1048 | |||||
5184 | С опорой на католические источники XII – начала XIV в. проанализирована догматика ересей катаров и вальденсов, широко распространившихся во Франции и Германии в указанный период. Выявлено отражение в ней изменений, происходивших в мировоззрении бюргеров в связи со спецификой политической и социально-экономической жизни городов: процессов индивидуализации, рационализации, углубления внутренней религиозности, формирования положительного отношения к труду и профессиональной деятельности. Сделан вывод о реализации через принадлежность к движениям катаров и вальденсов стремления бюргеров к получению религиозного обоснования изменившегося образа жизни. Ключевые слова: ересь, катары, вальденсы, бюргерство, менталитет | 1048 | |||||
5185 | Характеризуется сущность и основные особенности ФГОС ДО. Показано, что содержание образовательных программ должно обеспечить развитие личности ребенка в различных образовательных областях, в том числе в художественно-эстетической области. Проанализированы взгляды современных исследователей на проблему художественно-эстетического развития. Показано, что синтезом различных видов художественной деятельности является театрализованная деятельность. Отмечается, что использование художественно-эстетического направления с учетом современных образовательных требований вызывает у дошкольников интерес к творчеству и самовыражению. Ключевые слова: образовательный стандарт, художественно-эстетическое развитие, дошкольный возраст, театрализованная деятельность | 1048 | |||||
5186 | Исследуются текстовые парадигмы антонимического типа с целью выявления их индивидуально-авторских особенностей и связи с тематическими зонами поэтической картины мира автора. Элементы антонимических парадигм, использованные в ранней лирике Цветаевой, рассматриваются с точки зрения их дифференциации на словные и сверхсловные, узуальные и неузуальные, полные и неполные антонимы. Представлена тематическая классификация текстовых парадигм антонимического типа, раскрыта их роль в репрезентации поэтической картины мира автора. Ключевые слова: текстовая парадигма антонимического типа, антонимы, поэтическая картина мира, концепт | 1048 | |||||
5187 | Обсуждаются вопросы преподавания дисциплины «Информатика» студентам гуманитарных вузов. В современных условиях у студентов как будущих специалистов важно сформировать информационную культуру. В связи с этим информационные системы и технологии интенсивно используются в образовании. Одним из инструментов формирования информационной культуры студентов является дисциплина «Информатика», которая преподается студентам, обучающимся по направлениям подготовки «Экономика» и «Конфликтология». В качестве обязательных составляющих компетенций, которые должны быть сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика», могут быть выделены навыки обработки текстовой информации, подготовки данных в электронных таблицах и разработки баз данных. Поэтому одной из основных компетенций, которые формируются у студентов в ходе изучения дисциплины «Информатика» является следующая: способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8). Анализ опыта работы преподавателей кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов (СПбГУП) показывает, что учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы по дисциплине «Информатика» разработано на достаточно высоком методическом уровне и активно используется в образовательном процессе. Однако с развитием информационных технологий, в том числе постоянным обновлением программ пакета MS Office, возникает необходимость обновления практикума. Поэтому автором на основе уже имеющихся материалов разработан электронный курс по дисциплине «Информатика», размещенный в системе поддержки самостоятельной работы СПбГУП (www.edu.gup.ru). Основное внимание уделено описанию структуры курса и обобщению авторского опыта преподавания дисциплины «Информатика» с его использованием. Ключевые слова: информатика, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины | 1048 | |||||
5188 | Рассматривается вопрос обучения лыжников-гонщиков технике прыжковой имитации в бесснежный период на учебно-тренировочном этапе. Рассмотрены ошибки, встречающиеся у занимающихся при выполнении техники прыжковой имитации. Особенности методики обучения составлены с учетом этапов обучения двигательному действию, системы частных задач, средств (упражнений) и принципов обучения. Представлено сравнение результатов освоения техники двигательного действия между контрольной и экспериментальной группами. Отмечены положительные эффекты разработанных особенностей методики обучения. Ключевые слова: прыжковая имитация, попеременный двухшажный ход, техника, методика обучения, экспертная оценка, частные задачи, средства | 1048 | |||||
5189 | Введение. В современной ситуации интеграции и глобализации культуры, трансформации государственных учреждений, появления негосударственных (коммерческих и некоммерческих) культурно-досуговых организаций, развития индустрии досуга, появления новых форм культурно-досуговой самоорганизации необходимо пересмотреть содержание и организацию подготовки специалистов разных гуманитарных направлений к культурно-досуговой деятельности, которая признана как важная составляющая профессиональной деятельности педагога, специалистов по социально-культурной и социальной работе. Цель статьи – обсуждение теоретических и организационно-педагогических аспектов формирования культурно-досуговой компетентности в условии открытого высшего образования, опытно-экспериментальная работа по реализации соответствующей модели. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения компетентностного и личностно-деятельностного подходов и использованием методов теоретического анализа, педагогического моделирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента, анкетирования. Результаты и обсуждение. Кратко изложены результаты междисциплинарных исследований проблемы открытого образования, дана содержательная характеристика понятия культурно-досуговой компетентности как интегративного качества личности, проявляющегося в ее позитивном мотивационно-ценностном отношении к культурно-досуговой деятельности как составной части своей жизни и будущей профессиональной деятельности, в коммуникативных и проектировочных умениях организации культурно-досуговых практик как собственных, так и для разных участников. Представлена авторская модель открытого образования по ее формированию. Обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия поэтапной реализации модели, заключающиеся в активизации рефлексивно-интерактивной работы обучаемых по углублению их представлений о культурно-досуговой деятельности, в расширении умений и навыков в учебном и внеучебном пространстве вуза, в обогащении коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза, в организации проектной деятельности по заказу государственных, негосударственных структур на предмет разработки и реализации новых городских культурно-досуговых практик для разных категорий населения (молодежи, уязвимых категорий граждан). Заключение. Реализация предлагаемой модели открытого образования обучаемых профессиональных направлений в вузе может выступать в качестве достаточного организационно-педагогического обеспечения профессионально-личностной готовности к культурно-досуговой деятельности, адекватной современным социально-культурным реалиям. Ключевые слова: открытое образование, культурно-досуговая компетентность, структурно-функциональная модель открытого гуманитарного образования, организационно-педагогические условия реализации | 1048 | |||||
5190 | 1047 | ||||||
5191 | . | 1047 | |||||
5192 | В работе описаны теоретические предпосылки и практический опыт создания региональ-ного университетского комплекса педагогического профиля «Алтайский университет-ский школьно-педагогический учебный округ», объединяющего образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, и некоммерческие организации. Описаны сложившиеся в педагогической практике типы университетских комплексов, а также суще-ствующие подходы к формированию понятия университетского комплекса и анализу его основных компонентов, в том числе: - описание университетского комплекса через противопоставление его университету как соци-альному институту, - проектирование регионального университетского комплекса на основе разграничения понятий «система образования» и «система обучения», - рассмотрение университетского комплекса как объединение университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - не-прерывность и преемственность, - выделение основных задач университетского комплекса. | 1047 | |||||
5193 | В результате стационарных исследований установлено, что торфяные залежи болотных экосистем Сибири разного генезиса биохимически активны по всему профилю. Получены предварительные данные, отражающие особенности динамики биохимических процессов в зависимости от гидротермического и окислительно-восстановительного режимов. Установлено, что, по сравнению с западносибирскими, в горноалтайских болотах более выражены процессы анаэробного целлюлозоразрушения. Ключевые слова: торфяные болотные экосистемы, Западная Сибирь, Горный Алтай, биохимические процессы, динамика численности микроорганизмов | 1047 | |||||
5194 | Статья содержит описание некоторых приёмов обучения учащихся текстовой деятельности, включая игры со словом, создание текстов, раскрывающих содержание лингвистических терминов; моделирование речевых ситуаций. В исследовании показано преимущество данных приёмов в обучении школьников текстообразованию. Ключевые слова: языковая личность, текст, текстовая деятельность, текстообразование, игры со словом, моделирование, речевая ситуация. | 1047 | |||||
5195 | Обосновано, что группы, исповедующие модель самобытного сопротивления, сознательно стараются корректировать модернистскую установку на примат идеологических конструкций над культурой и восстановить статус культуры в политике. Логика существования «граждан мира» и «самобытного сопротивления» является взаимоисключающей, поэтому их сосуществование вряд ли окажется мирным. В этом смысле социокультурный процесс сегодня, как и всегда, детерминирует политическое развитие, а идентичность остается главным фактором изменения политического развития. Ключевые слова: социокультурная идентичность, территориальная самобытность, движение экологистов, религиозная самобытность | 1047 | |||||
5196 | Раскрывается роль вопроса в учебном процессе, механизм его влияния на познавательную деятельность учащихся через его сущность, через характер познавательной деятельности, через содержание материала, через пути поиска ответа, а также через формы выражения вопроса. Ключевые слова: активизация познавательной деятельности, вопрос как средство, побуждающее человека к различным мыслительным действиям, вопрос как средство, с помощью которого осуществляется поиск ответа | 1047 | |||||
5197 | Рассматриваются способы речевого воздействия, которые чаще всего используются в рекламном дискурсе: собственно языковые способы, способы речевого воздействия, связанные с изменением структуры рекламного текста, и когнитивные способы. Результаты исследования показывают, что все способы речевого воздействия взаимосвязаны в рекламном дискурсе. Наиболее эффективными способами речевого воздействия в наружной рекламе на английском языке являются рефреймирование, повелительное наклонение, параллелизм, рифма, языковая игра и аллюзии. Ключевые слова: речевое воздействие, рекламный дискурс, рекламный текст, наружная реклама | 1047 | |||||
5198 | Рассматривается вопрос повышения готовности студентов-бакалавров педагогического вуза к профессиональной музыкально-педагогической деятельности. Охарактеризованы тенденции модернизации современного российского образования и актуальные задачи высшего музыкально-педагогического образования. Выявлена и обоснована актуальность ансамблевого аспекта подготовки студентов-бакалавров. С учетом традиций подготовки учащихся разных специальностей к ансамблевой деятельности раскрывается педагогическое значение учебных ансамблевых занятий в развитии личностных, творческих и исполнительских качеств у студентов-бакалавров. Ключевые слова: ансамблевое исполнительство, музыкально-инструментальная подготовка, студенты-бакалавры, ансамблевый аспект подготовки, ансамблевые занятия, ансамблевые навыки, развивающая функция обучения | 1047 | |||||
5199 | Исследуются процессы терминообразования в китайском языке на материале терминосистемы нефтегазовой отрасли. При анализе процессов метафорического терминообразования применен метод противопоставления метафорического моделирования. На основе применения методов семантического анализа и лингвокогнитивного моделирования выявляются метафорические термины нефтегазовой сферы, которые позволяют глубже рассмотреть исследуемый подход. Специфика моделирования терминосистемы отражена в формировании метафорической модели. Ключевые слова: процессы терминообразования, терминосистема, метафора, термины нефтегазовой отрасли, метафорический термин | 1047 | |||||
5200 | . | 1046 |