№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
6001 | Введение. В условиях стремительной компьютеризации и математизации практически всех областей знаний математическая подготовка студентов в вузе должна иметь опережающий характер и быть нацелена на получение результатов, которые будут востребованы в технологизированном обществе. Современное общество требует от личности прежде всего навыков самоорганизации, саморазвития, саморегуляции, самоконтроля, самообразования и др. В процессе математической подготовки обучающихся можно успешно решать эти задачи при грамотной организации образовательного процесса. Материал и методы. В основу обоснования и реализации принципа переориентации процесса математической подготовки студентов вуза с «обучения математике» на «обучение математикой» были положены методы теоретического и эмпирического исследований. Результаты и обсуждение. Рассмотрены основные задачи качественного математического образования студентов, которые стоят перед современным вузом. Дана характеристика математике как науке и совокупности знаний; языку исследования и моделирования для решения задач в различных областях знаний; системе организации мышления. Выделены объект, предмет, методы и свойства математики. Раскрыты основополагающие функции математической подготовки обучающихся: обучение математике, предполагающее овладение системой математических знаний, умений и навыков, формирование математической компетентности; обучение математикой, направленной на интеллектуальное развитие обучающихся, формирование логического мышления, развитие математической грамотности и т. д. Реализация принципа «обучение математикой» в информационно-образовательной среде охарактеризована через интеграцию содержания математических курсов с профильными дисциплинами; выбор вида и способа предъявления учебного материала не только для проведения расчетов, но и для визуализации абстрактных математических понятий и знаний; дифференциацию и персонификацию обучения математике посредством применения нелинейных способов и разнообразных видов представления математической информации в зависимости от психофизиологических особенностей, когнитивных процессов обучающихся, профессиональной направленности обучения, в том числе учета особенностей здоровья (лица с ограниченными возможностями здоровья). Заключение. Результаты исследования показали, что переориентация процесса математической подготовки студентов вуза с «обучения математике» на «обучение математикой» посредством организации обучения в условиях электронной информационно-образовательной среды позволяет студентам усваивать систему математических знаний и умений, активно применять методы математического исследования; быстро адаптироваться к изменяющимся условиям современного общества и производства, приобретая необходимые для профессиональной деятельности компетенции в процессе решения разнообразных прикладных задач. Ключевые слова: математика, математическая подготовка, функции математической подготовки, обучение математике, обучение математикой, электронная информационно-образовательная среда, студент, вуз | 952 | |||||
6002 | Введение. Феноменологический дискурс в литературоведении связан с методологической установкой на восприятие литературного произведения как феномена авторской действительности и события в восприятии читателя. За счет такой диалогической двуориентированности литературный текст перестает осмысляться как замкнутый объект, выходя на уровень экзистенциальной коммуникации автора и читателя с основой на ценностную событийность. Что позволяет говорить о возможности раскрытия воспринимающего сознания через диалогический поиск своего и чужого слова. Материал и методы. В исследовании используются аналитико-описательный, аксиологический методы и феноменологический подход. В качестве материала для исследования выступают глава «Дневника писателя» Ф. М. Достоевского «Одна из современных фальшей» (1873), эго-документы: записные книжки 1863–1864 гг., письма к А. Г. Ковнеру (1877), Н. П. Петерсону (1878) и Е. Ф. Юнге (1880). Результаты и обсуждение. В рамках аксиологического анализа текста в качестве ресурса была выделена категория «позиция автора» как «эстетический коэффициент» вектора ценностной ориентации литературного произведения. «Позиция автора» осмысляется через диалогическое начало, выведенное М. М. Бахтиным как первоопределяющее в полифоническом строе произведений Ф. М. Достоевского. Диалог у писателя понятие всеохватное, не имеющее ни временных, ни пространственных границ. Это нашло непосредственное отражение в идее, жанре и композиции «Дневника писателя». Другодоменантность, основанная на сопряжении сознаний Я и Другого, характеризуется позиционно-ценностной вариативностью. Экзистенциальное сознание писателя проявляется в слове, имеющем диалогическую ориентацию. Диалог является атрибутивной характеристикой экзистенциального сознания. Личностное Я проявляет себя как объект и субъект через ситуацию анализа процесса самопознания. Заключение. Процесс открытия читателем не просто духовно-нравственных основ личности автора, но самой ситуации их формирования является важным в ситуации ценностной ориентации молодого поколения. Через диалог с сознанием воспринимающего субъекта Достоевский открывает для читателя путь к обретению своего Я (как Я-автора, так и Я-читателя). Ключевые слова: диалог, автор, ценностный анализ, Другой, экзистенциальное сознание, Ф. М. Достоевский, «Дневник писателя» | 952 | |||||
6003 | Рассмотрены некоторые виды и направления благотворительности и их развитие: жертвование, добровольчество, прямая помощь, на основании чего делается предположение об уровнях мотивации волонтеров. Описаны идеологический, ценностный, социальный, материальный, эмоционально-психологический уровни мотивации волонтеров с представлением примеров, иллюстрирующих различные виды мотивации. Обсуждается явление «creative class» в современной культуре в качестве предварительного условия ориентации и различной мотивации волонтеров. Кроме того, обсужден вопрос о добровольцах в медицине и медицинских исследованиях с феноменом дегустации, который может давать возможность реализации различных социальных алгоритмов на основе добровольчества. Ключевые слова: волонтеры, добровольчество, мотивация | 951 | |||||
6004 | Рассматривается проблема подготовки переводческих кадров для наукоемких отраслей. В качестве решения данной проблемы предлагается привлечение студентов-переводчиков к работе в рамках реальных исследований университета. Показаны этапы взаимодействия, отражены выявленные проблемы и достижения. Отмечены такие преимущества предложенного способа подготовки переводческих кадров, как получение студентом практического опыта, рост уровня профессиональной подготовки и, как следствие, более высокая конкурентоспособность выпускника. Ключевые слова: подготовка кадров, перевод, английский язык, научные исследования | 951 | |||||
6005 | Рассматриваются результаты экспериментального исследования парадигматических отношений английских глаголов оценки appraise, evaluate, estimate, rate. Изучению методом компонентного анализа подверглись элементы значения указанных глаголов и проведен тест с информантами – носителями языка. В рамках исследования в случае с глаголами appraise и evaluate ответы информантов часто отличались от изначально заявленных в тесте. Подобные результаты говорят о том, что эти глаголы имеют интегральные семы, так как оба являются глаголами детальной оценки и глаголами официальной оценки. Установлено, что evaluate имеет большую степень употребления в языке и является нейтральным, или доминантным, из всех исследуемых глаголов. Ключевые слова: семантика, парадигматические отношения, глаголы оценки, метод компонентного анализа, когнитивистика | 951 | |||||
6006 | Рассматриваются особенности употребления языковых квантификаторов, выражающих меры времени в современном английском языке. Для лучшего понимания взаимосвязи категории времени и категории меры выявленные слова и словосочетания объединяются в группы, формирующие структуру функционально-семантического поля, которое выступает языковой репрезентацией категории времени. Особое внимание уделяется неточным и (или) неопределенным мерам, представляющим периферийную зону названного поля. Ключевые слова: категория времени, категория меры, временной квантификатор, неопределенная мера, функционально-семантическое поле | 951 | |||||
6007 | На материале приложения «АиФ-Томск» за 2008 г. выделены репрезентирующие образ адресата лексические, синтаксические и морфологические языковые средства, характерные для регионального газетно-публицистического дискурса. Комплекс разнообразных средств всех языковых уровней позволяет создать текст, формирующий доверительный тон и направленный на «общение» с читателем. Исследование выполнено в русле коммуникативной стилистики, ориентированной на анализ диалога автора и читателя газетно-публицистических текстов. Изучение материала позволило установить некоторые особенности текстовой деятельности журналистов с точки зрения использования ими разнообразных языковых средств, направленных на диалогическое взаимодействие автора и адресата. Ключевые слова: региональный газетно-публицистический дискурс, категория диалогичности, образ адресата, образ автора, языковые средства | 951 | |||||
6008 | Рассматривается технология «MASTEX» в контексте других современных педагогических технологий, выявляются особенности, которые делают ее применение эффективным в преподавании литературы, при организации подготовки к экзаменам и другим формам контроля школьных знаний. Результатом исследования является определение технологии «MASTEX» по уровню применения как общепедагогической, по философской основе опирающейся на разные философские концепции, по организационным формам: индивидуальной и групповой. В практической части анализируются итоги двухгодичного участия в предметной игре с использованием технологии «MASTEX» учеников, ориентированных на сдачу литературы как экзамена по выбору. Анализ позволяет сделать вывод об эффективности технологии как формы закрепления фактического материала по предмету и психологического тренинга при подготовке к экзаменам. Ключевые слова: технология «MASTEX», положительные и отрицательные знания, «моделируемый конфликт», психологическая подготовка, адекватность, потенциал | 951 | |||||
6009 | Раскрыта роль профессиональной надежности педагога в обеспечении качества образования. Дано определение профессиональной надежности педагога, указаны ее специфические признаки. Формирование профессиональной надежности будущего педагога обосновано в качестве перспективного требования к подготовке педагогических кадров в вузе. Представлен компонент содержания высшего педагогического образования (регуляторный опыт), ответственный за формирование профессиональной надежности будущего педагога. Описана структура ситуации освоения будущим педагогом регуляторного опыта, представляющей собой средство формирования профессиональной надежности будущего педагога. Дана характеристика технологии создания в образовательном процессе вуза ситуаций освоения будущим педагогом регуляторного опыта. Представлены результаты опытно-экспериментального исследования эффективности формирования профессиональной надежности будущего педагога в образовательном процессе вуза. Ключевые слова: профессиональная надежность будущего педагога, регуляторный опыт, ситуация освоения будущим педагогом регуляторного опыта, регулятивные действия | 951 | |||||
6010 | Введение. Интеграционные процессы в образовании – явление достаточно сложное, требующее анализа психологической и педагогической позиций. В условиях интеграционных процессов профессиональная подготовка медицинских специалистов среднего звена нуждается в совершенствовании и модернизации. Наиболее актуальными направлениями в этой области являются ориентир на достижение международных стандартов качества образования (стандарты профессионального движения «WorldSkills Россия» («Ворлдскиллс Россия»)) и актуализация роли предприятий в обучении студентов компетенциям, отвечающим требованиям рынка труда, вовлечение работодателей и других возможных партнеров в разработку квалифицированных требований к молодому специалисту. В настоящее время изучение вопросов интеграции образования, его видов и форм имеет актуальное значение для развития как всей системы образования, так и его части – профессионального образования. Цель интеграции в системе профессионального образования – достижение международных стандартов подготовки специалистов в соответствии со стандартами WorldSkills. Для системы профессионального образования интеграция и наставничество, по сути, являются реальными механизмами, которые приведут систему профессионального образования к достижению запланированных в национальном проекте целевых результатов. Как показывает многолетний опыт реализации, огромную пользу это приносит для таких профессий средних медицинских работников, как медицинская сестра, фельдшер и акушерка. Ведь медицинский работник должен обладать не только профессиональными навыками, уметь выполнять медицинские манипуляции, но и обладать профессионально важными качествами личности. Материал и методы. Представлен теоретический анализ поставленной научной проблемы, обобщены данные экспериментальной деятельности по модернизации системы наставничества и использование ее для интеграции деятельности Томского базового медицинского колледжа и ряда предприятий, заинтересованных в высококвалифицированных выпускниках. Заключение. Возрождение и развитие института наставничества в условиях интеграционных процессов позволяют логически завершить процесс формирования профессиональной идентичности медицинского специалиста среднего звена и закрепить его на рабочем месте. Интеграция профессионального образования и производства позволяет разнообразить виды образовательной, производственной и исследовательской деятельности студентов, вследствие чего человек получает разностороннюю подготовку как индивид, как личность и как субъект. Ключевые слова: интеграционные процессы в образовании, профессиональная подготовка, качество образования, система наставничества | 951 | |||||
6011 | Введение. Дана репрезентация индивидуально-авторского концепта НАУКА в художественном тексте, относящемуся к научно-фантастическому дискурсу. Представлено соотношение понятий «лингвокультурный концепт», «художественный концепт» и «индивидуально-авторский концепт». Обоснована ключевая роль компонента «наука» для выражения сути жанра научной фантастики. Описаны различные методики репрезентации лингвокультурного и индивидуально-авторского концептов, реализованных в художественном тексте. Материал и методы. Материалом исследования послужила повесть «Пикник на обочине» Аркадия и Бориса Стругацких – ярких представителей жанра научной фантастики. Методологическая основа работы – это существующие в лингвокультурологии подходы, согласно которым лингвокультурный концепт, преобразованный автором в соответствии с его собственным восприятием действительности, репрезентируется посредством языка в художественном тексте в виде художественного (индивидуально-авторского) концепта. Методика описания лингвокультурных концептов З. Д. Поповой и И. А. Стернина, использованная в исследовании, включает этимологический и дефиниционный анализ имени концепта, выявление синонимов имени концепта, анализ паремий и фразеологизмов, содержащих имя концепта, ассоциативный эксперимент. Для репрезентации лингвокультурного концепта НАУКА применялись лексикографические источники – общелингвистические и специализированные словари русского языка. Результаты и обсуждение. Выстроена структура содержания лингвокультурного концепта НАУКА в русском языке, включая его понятийную и ценностную части. Репрезентирован индивидуально-авторский концепт НАУКА, вербализованный в художественном тексте повести А. и Б. Стругацких. Проведен сопоставительный анализ содержания лингвокультурного концепта НАУКА и одноименного индивидуально-авторского концепта. Заключение. Индивидуально-авторский концепт НАУКА, репрезентированный в повести «Пикник на обочине», отличается от одноименного лингвокультурного концепта по содержанию номинативного поля: ядерной зоной здесь стала «работа, род занятий, профессия», появился новый признак «объекты научного исследования», который привносит дополнительный смысл: научное познание – это не только рациональное следование законам, но и нечто интуитивное, иногда иррациональное. Оценочная часть индивидуально-авторского концепта отражает романтическое, эмоциональное представление братьев Стругацких о науке как о важнейшей профессиональной деятельности. Ключевые слова: художественный концепт, индивидуально-авторский концепт, лингвокультурный концепт, научно-фантастический дискурс, репрезентация концепта | 951 | |||||
6012 | Исходя из психоаналитической теории К. Г. Юнга о коллективном бессознательном и архетипах, авторы статьи пытаются объяснить русское представление о «саде-рае» и значение этого понятия для национальной культуры. На основе научной работы Д. С. Лихачёва, исследующего семантику садово-парковых стилей, авторы приходят к выводу о восточном происхождении искусства создания садов как имитации «рая» на земле. Также развивается мысль о несомненном влиянии Востока на становление русской культуры. Сопоставляются особенности католических и православных монастырских садов. Вкратце прослеживается история садоводства в России. Ключевые слова: сад, рай, ностальгия, интроверсия, духовность, космизм | 950 | |||||
6013 | Объектом рассмотрения являются медиатексты особого типа, условно названные автором третичными. Они в разной степени характеризуются тематической, информативно-смысловой и ассоциативной общностью с исходными медиатекстами (первичным и вторичным), отражающими актуальный информационный повод. Для третичных текстов характерна, с одной стороны, различная связь с первичными и вторичными текстами, с другой, − индивидуальная модификация содержания на информативно-смысловом и оценочном уровнях в условиях разной личностной интерпретации и динамично развивающейся медиасреды. Третичные тексты рассмотрены как «отголоски» информационного эха, обусловленные закономерностями интернет-общения: специфичным каналом связи, быстротой распространения информации, особенным коммуникативным поведением информационно-медийных личностей разных типов. В последнем случае речь идет о возможности интерактивного отклика коммуникантов, по-своему оценивающих и интерпретирующих затронутый в первичном или вторичном медиатекстах информационный повод. Ключевые слова: медиасреда, медиатекст, первичный, вторичный и третичный медиатексты, информационно-медийная личность | 950 | |||||
6014 | Проведен анализ наименований волос на материале диалектов селькупского языка с целью выявления лингвокультурем и их внутренних значений. Собраны и изучены диалектные варианты лексем, обозначающих волосы, в селькупском языке. Проанализированы фольклорные и бытовые тексты, в которых данные лексемы фигурируют как в прямом, так и в переносном значении. Выявлены мотивы возникновения вторичных значений у лексем opt, qaž, tujja, tar ‘волос’. Представлены словообразовательные возможности сомонимов, приведены материалы этимологического характера. Наряду с лингвистическим анализом значений исследуемых сомонимов в диалектах селькупского языка был проведен анализ культурологических данных, что позволило выявить лингвокультуремы opt и qaž, объективирующие связь между миром людей и миром духов. Ключевые слова: селькупский язык, диалект, соматическая лексика, наименования волос, лингвокультурема, лингвокультурологический анализ | 950 | |||||
6015 | Выявляется роль риторической составляющей в речевом (и шире – коммуникативном) поведении эпистолярно-медийной языковой личности. Обосновывается факт риторически грамотной организации речевой интеракции носителя данного типа, существование которого обусловлено коммуникативной целью оказания воздействия на массмедийную аудиторию. В риторическом аспекте анализируются дискурсивные характеристики эпистолярно-медийной языковой личности, актуализируемые в сфере массового взаимодействия. Иллюстративным материалом выступают открытые письма к общественности, тексты онлайн-петиций и электронных обращений граждан, адресованных представителям региональной и государственной власти как разновидности эпистолярно-медийной корреспонденции. Ключевые слова: лингвоперсонология, массмедиа, эпистолярно-медийные тексты, эпистолярно-медийная языковая личность, риторические средства языка, эффективность речи | 950 | |||||
6016 | Рассматривается роль ценностно-смыслового компонента в формировании профессиональной направленности подростка. В качестве важной особенности ценностей указывается их роль в определении стратегических жизненных целей. Приведены некоторые результаты исследования, проведенного среди учеников 7–8-х классов общеобразовательной школы. Выявлен низкий показатель рассудочности, а также зависимость подростков от мнения других в выборе профессии, что свидетельствует о недостаточном осознании подростками своих ценностей. Отмечена значительная роль внешних мотивов выбора профессии, что может отрицательно сказаться на реализации личностного потенциала подростков в дальнейшей профессиональной деятельности. Ключевые слова: выбор профессии, профессиональная направленность, ценности, подросток, внешние и внутренние мотивы | 950 | |||||
6017 | Введение. Исследованы структура и содержание лингвокультурного концепта «предпринимательство» в русской картине мира. Культурологический подход к пониманию концепта как некой ментальной единицы позволяет изучать языковую материю того или иного языка с точки зрения культурной и аксиологической значимости в отражении внеязыковых реалий. Признавая концепт базовой единицей культуры, в его содержании выделяют понятийную, образную и ценностную составляющие. Исследуемый концепт «предпринимательство» получил широкую представленность в русскоязычной концептосфере в 90-е гг. XX в. вследствие значительных перемен в социальной и политической жизни страны. Неоднозначное отношение общества к вновь возникавшим реалиям повлияло на формирование интерпретационного поля, а также оценочного компонента концепта «предпринимательство», в связи с чем представляется интересным рассмотреть структуру исследуемого концепта. Материал и методы. Материалом исследования послужили словарные статьи ряда лексикографических источников, а также газетный корпус Национального корпуса русского языка. Результаты и обсуждение. Описание и сравнение концептуальных признаков исследуемого концепта, актуализированных в словарных дефинициях и текстах корпуса, позволили уточнить и значительно расширить номенклатуру понятийных признаков концепта «предпринимательство», а также выявить базовые признаки исследуемого концепта при изучении сочетаемости его имени с распространителями. Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что не все концептуальные признаки, выявленные по результатам анализа словарных дефиниций, нашли свое отражение в текстах корпуса. Также показано, что в понятийное ядро концепта «предпринимательство» входят такие признаки, как деятельность, профессия, источник дохода, учебный предмет/курс, группа/слой людей, социально-экономическое явление, сфера для инноваций, афера/выгодное предприятие, имидж/статус, расчет, предмет внимания, ответственность, риск, инициатива, предвидение, имущество, самостоятельность. Результаты проведенного исследования могут представлять практический интерес как для лексикографов, так и для преподавателей в рамках реализации таких курсов, как «Когнитивная лингвистика», «Лингвокультурология» и др. Ключевые слова: лингвокультурный концепт, лексема-репрезентант, понятийный признак, концептуальный признак | 950 | |||||
6018 | Методы классической теории релятивистского излучения произвольно движущегося заряда используются для исследования общих свойств углового распределения полной мощности и соответствующих компонент линейной поляризации излучения. Ключевые слова: релятивистское излучение заряда, угловое распределение мгновенной мощности излучения, индикатриса излучения, линейная поляризация излучения, кинематические характеристики движения заряда | 949 | |||||
6019 | В работе решается ряд экстремальных задач о наилучшем среднеквадратическом приближении функций заданной на всей действительной оси R := (−∞,+∞) целыми функциями экспоненциального типа σ > 0 . Вычислены точные неравенства между величиной наилучших приближений 2 f ∈L (R) и интегралами, содержащими специальные модули непрерывности m-го порядка, связанные с оператором Стеклова, введенные в работе В. А. Абилова и Ф. В. Абиловой. Найдены точные значения средних поперечников, введенные Г. Г. Магарил-Ильяевым для классов функций ( ) 2 f ∈L r (R), удовлетворяющих условию – обобщенный модуль непрерывности m-го порядка производной – произвольная возрастающая функция, Φ(0) = 0. Ключевые слова: наилучшие приближения, преобразование Фурье, модуль непрерывности m-го порядка, характеристическая функция, целая функция экспоненциального типа, средние ν-поперечники | 949 | |||||
6020 | Представлен анализ роли технонауки в социокультурном развитии регионов России. В фокусе исследовательского интереса авторов находилась ситуация, сложившаяся Томске и Томской области. Авторы пришли к выводу о том, что в России наблюдаются особые социально-экономические реалии. В этих рамках не до конца задействован потенциал взаимодействия научно-образовательного комплекса и производства. Поэтому даже в относительно благополучных с инновационной точки зрения регионах России, таких как Томская область, проведение модернизации требует решения ряда фундаментальных проблем. Но сделать это, ориентируясь на сложившиеся стереотипы общественного поведения и общения, оказывается достаточно проблематичным. Ключевые слова: технонаука, модернизация, социокультурные факторы, регионы России, экономические условия, инновации | 949 | |||||
6021 | Исследование посвящено актуальной проблеме современной гуманитаристики – рассмотрению полилингвизма наследия классиков русской литературы XIX в. Задача исследования – выявление особенностей функционирования иноязычных вкраплений в эпистолярии поэтов эпохи романтизма. Иноязычные вкрапления в их переписке выступают важной характеристикой поэтики, которая до настоящего времени не привлекала специального внимания ученых. Цель статьи – выявление и сравнительное сопоставление иноязычных вкраплений в эпистолярной прозе В. А. Жуковского и К. Н. Батюшкова в контексте биографии и литературного творчества авторов. Делается вывод о том, что К. Н. Батюшков использует преимущественно латинские и итальянские вкрапления для инкорпорирования интертекстов романской культуры, самоидентификации и аутентификации партнера по переписке, в диалоге поэта с Н. И. Гнедичем эти вкрапления образуют особый коммуникативный код. В эго-документах В. А. Жуковского преобладают немецкоязычные вкрапления, которые выполняют схожую роль, выражая важнейшие философско-эстетические концепты романтизма. Ключевые слова: иноязычные вкрапления, эго-документы, эпистолярий, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, мультилингвизм русской литературы | 949 | |||||
6022 | Введение. Предпринята попытка анализа текстового материала двух разножанровых произведений одного автора. Внимание авторов привлекли механизмы актуализации смысла на уровне слова, словосочетания и предложения. В ходе анализа были также выявлены значимые для автора концепты и описана роль концептоврегулятивов в формировании смысла, репрезентированного в текстах художественного и публицистического произведений. Цель исследования состоит в анализе текстового материала двух разножанровых произведений и в доказательстве того, что определенный набор актуальных смыслов, представленный концептами «ethics», «memory», «power», проявляющихся в рамках текста публицистического произведения, будет также присутствовать и в концептуально-смысловом содержании художественного произведения этого же автора. Материал и методы, которые были использованы в лингвистическом анализе, представлены концептуальным, структурным и стилистическим анализом текста, ассоциативно-смысловой интерпретацией текста в контексте коммуникативной и антропоцентрической парадигм; морфологическим, лексическим и синтаксическим анализом текста с выделением отдельных его уровней, представленных словом и высказыванием. Материалом исследования выступают произведения Вьет Тан Нгуена «The Sympathizer» и «Nothing ever dies» общим объемом 727 страниц. Результаты и обсуждение. Полученные результаты подтвердили рабочую гипотезу. Смысловая доминанта «memory» внутри смыслового поля «love – life – war – memory – sensation», обнаруженная ранее в «The Sympathizer», остается таковой и в публицистическом произведении «Nothing ever dies». Анализ произведения «Nothing ever dies» подтвердил сохраняющуюся актуальность доминантного концепта «memory», значимого концепта «power», а также позволил выделить и описать свойства концептов-регулятивов «ethics» и «dual». Заключение. Стилистический, синтаксический, концептуальный и структурный анализ двух текстов позволил выделить ранее не отмеченные нами функциональные концепты-регулятивы «ethics» и «dual», реализуемые в речи в связках с другими концептами, демонстрирующими большую субстанциональность, но меньшую функциональность, – «memory» и «power». Двойственность концепта «memory» не является внутренним атрибутом этого концепта, а возникает под влиянием концепта-регулятива «dual». Это же справедливо для других субстанциональных концептов, таких как, например, «power». Ключевые слова: концепт, концепт-регулятив, разножанровые произведения, публицистическое произ- ведение, дискурс, передача смысла | 949 | |||||
6023 | Введение. Идея сверхчеловека оказалась как никогда актуальной именно на рубеже последнего тысячелетия. Отголоски мыслей о существовании «особенного» всемогущего человека новой эпохи встречаются в философской концепции трансгуманизма, направленной на улучшение качества и продления срока жизни, а так-же на предотвращение старения и смерти. Понятие трансгуманизма рассматривается не только как философская концепция, но и как всемирная организация. Идеи трансгуманизма воплощаются в текстах, посвященных продлению жизни и сохранению молодости человека, в том числе и в интернет-текстах. С широким распространением медийности во всех сферах жизни развитие языкознания вышло на новый этап – зародилась новая ветвь, названная медиалингвистикой. Объектом анализа нового направления выступает одно из ключевых понятий медиалингвистики – интернет-блог, являющийся интернет-жанром, который представляет собой сетевое пространство определенной тематики и содержит соответствующий информационный контент (тексты, изображения, мультимедиа). В выбранной модели анализа блога как интернет-жанра выделены медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры. В рамках анализа данной работы стилистико-языковыми особенностями англоязычного блога SkinTour являются следующие: специфические названия статей в форме риторических вопросов, характерные лексические единицы (медицинские процедуры), лексика, используемая для номинации самих косметических средств; акронимы, антонимы, степень сравнения имен прилагательных. Материал и методы. Материалом послужил авторский исследовательский корпус текстов англоязычного блога SkinTour, из которого были отобраны 50 аутентичных статей. В теоретической части исследования описаны понятия трансгуманизма, блога и интернет-жанра; анализ материальной базы позволил синтезировать полученные сегменты научных фактов и знаний, накопленных предыдущими поколениями и современниками; были систематизированы параметры анализа. В практической части работы проанализировано лексическое и грамматическое наполнение текстов англоязычного трансгуманистического блога SkinTour. Методологическим основанием работы выступает системный подход, в работе реализуются следующие общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, обобщение (методы логики); квантитативные методы, метод группировки (методы статистики); метод компонентного анализа (методы структурной лингвистики). Результаты и обсуждение. В связи с широким распространением медийности в самых разнообразных сферах человеческой деятельности наблюдается прирост количества продуктов «сетевого пространства», одним из которых является интернет-блог (далее блог). Подавляющая часть (около 90 %) проанализированных англоязычных блогов с тэгом Anti-aging (а их более 500) содержит в названии тэг Skin и ориентирована в основном на женскую половину населения, которая стремится ухаживать за проблемной кожей. Англоязычный трансгуманистический блог SkinTour также направлен на женскую аудиторию, содержит тысячи статей от эксперта в области медицины. В процессе анализа выделены медийные, прагматические, структурно-семантические и стилистико-языковые параметры блога как интернет-жанра. В рамках анализа стилистико-языковых параметров содержание англоязычного трансгуманистического блога SkinTour представлено лексическими особенностями (названия статей в форме риторических вопросов; частое использование терминов, обозначающих медицинские процедуры и косметические средства; акронимы; антонимы) и грамматическими особенностями (степень сравнения имен прилагательных). Заключение. Английский язык блогов – самобытное отражение современного виртуального мира. Благодаря многообразию языкового материала интернет-пространства, медиалингвистика представляет собой большое поле для лингвистических исследований. Неоднородность текстов медиасферы выступает залогом разно-аспектности анализа трансгуманистических блогов. Практика исследования текстов интернет-жанров должна проводиться с целью фиксирования новых лексических, грамматических, стилистических и других особенностей медийного репертуара английского языка. Ключевые слова: трансгуманизм, блог, медиалингвистика, трансгуманистический блог, англоязычный трансгуманистический блог, лексические особенности, грамматические особенности | 949 | |||||
6024 | Авторами предлагается решение проблемы профессиональной подготовки выпускников – бакалавров, магистров и специалистов в контексте современных образовательных стандартов и требований работодателей. Приведено описание методики проведения разноуровневого лабораторного практикума, разработанного на едином оборудовании. Представлен состав и содержание модулей, их учебно-методическое и техническое оснащение. Каждый модуль оснащен специально разработанным электронным образовательным ресурсом (ЭОР) в системе MOODLE (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Обсуждаются процесс и результаты формирования компетенций у будущих выпускников различного уровня подготовки в рамках единого лабораторного комплекса. Ключевые слова: компетенции, модульный подход, компетентностный подход, лабораторный практикум, разноуровневость | 948 | |||||
6025 | Статья посвящена моделированию процесса формирования педагогической толерантности у будущих бакалавров образования. Авторами предложена структурная модель педагогической толерантности, на основе которой разработана модель ее формирования у будущих бакалавров, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и диагностический блоки. Основное внимание уделяется характеристике модели педагогической толерантности и компонентам модели процесса формирования педагогической толерантности в рамках компетентностного подхода. Ключевые слова: педагогическая толерантность, структура педагогической толерантности, модель процесса формирования педагогической толерантности, компетенции | 948 | |||||
6026 | Рассматриваются геометрические метафоры в английском экономическом дискурсе. Материалом для изучения послужили новостные и информационно-аналитические тексты, опубликованные в изданиях англоязычной прессы. Исследовательская задача заключается в когнитивном анализе понятийной сферы «геометрия», используемой в качестве источника метафорической экспансии в экономическую сферу жизни англоязычного общества. Собранный эмпирический материал позволил сделать вывод о том, что лексические единицы английского языка, имеющие исходное значение «геометрическая фигура», широко используются в экономическом медиадискурсе для концептуализации различных экономических реалий и событий. Ключевые слова: пространственная концептуализация, метафорическое переосмысление геометрического пространства, геометрическая метафора, сфера-источник, область-цель, экономический медиадискурс | 948 | |||||
6027 | Статья посвящена малоизвестному лингвистическому сочинению XVI века – сопоставительной грамматике испанского и итальянского языков (“Il paragone della lingua toscana et castigliana”, 1560) неаполитанца Джованни Марио Алессандри. Эта грамматика, адресованная в первую очередь придворным – как итальянцам, изучающим испанский, так и испанцам, изучающим итальянский, среди итальянских грамматических сочинений XVI века во многих отношениях стоит особняком. В ней отсутствуют примеры из литературных произведений XIV в., послуживших основой для итальянской языковой нормы, содержатся любопытные наблюдения социолингвистического порядка (например, касающиеся социальной иерархии и ее отображения на языковом уровне), наконец, она отражает некоторые особенности мировоззрения испанцев и итальянцев, складывающиеся в эпоху Контрреформации. Взгляды Дж. М. Алессандри на язык, в частности на критерии его нормализации, близки взглядам Б. Кастильоне, Дж. Триссино и других сторонников теории «придворного» языка. Ключевые слова: история итальянского языка, история романского языкознания, грамматикография, итальянский язык XVI века, споры о языке, языковая норма | 948 | |||||
6028 | Статья сфокусирована на описании способов изображения «внутреннего человека» в концептуальном пространстве образа англосаксонского эпического героя. Несмотря на то, что раскрытие внутреннего «я» героя противоречит жанровым установкам эпоса, оно не является трансцендентным англосаксонской культуре в целом. Эпос иллюстрирует возможность изображения чувств героя на другом уровне и другими средствами по сравнению с современным осмыслением данной проблемы. Ключевые слова: лингвокультура, художественный образ, концептуальное пространство, внутренний человек, концепт | 947 | |||||
6029 | Анализируются общекультурные и общепрофессиональные компетенции будущих специалистов высшей технической школы, рассматриваемые в качестве основы профессионально-нравственной устойчивости обучающихся. Сущность профессионально-нравственной устойчивости раскрывается как интегративное качество и внутренняя характеристика профессионализма, направленная на самореализацию личности будущего специалиста в профессиональной деятельности. Профессиональная культура исследуется с точки зрения аксиологического компонента как совокупность устойчивых ценностей в сфере будущей профессиональной деятельности при личностно значимой объективизации их студентом. Профессионально-нравственная устойчивость анализируется как состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания профессионально-нравственных ценностей. Выделены основные общие профессионально значимые качества личности и компетенции будущих специалистов, составляющие основу их профессионально-нравственной устойчивости. Ключевые слова: профессионально-нравственная устойчивость, общекультурные и общепрофессиональные компетенции, профессиональная культура, интегративное качество | 947 | |||||
6030 | Проанализировано содержание курса «Театральная педагогика» при подготовке педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов. Отмечается актуальность данной дисциплины для успешной профессиональной деятельности, ее интегративный характер, что отражается в применении технологий, методов, присущих и собственно театральной педагогике (при подготовке актеров и режиссеров), и другим гуманитарным дисциплинам (риторике, фонетике, психологии, логопедии и пр.). Рассмотрено понятие «театральная педагогика» применительно к подготовке будущих педагогов. Описываются базовые принципы театральной педагогики, а также компетенции, умения и навыки, приобретаемые студентами в процессе обучения. Ключевые слова: театральная педагогика, дошкольное и начальное образование, принципы театральной педагогики, формируемые компетенции | 947 | |||||
6031 | Рассматривается теория гипермультиплета, связанного с фоновой вектор/тензорной системой в шестимерном (1,0) гармоническом суперпространстве. Развит подход к вычислению суперполевого эффективного действия. Показано, что классические суперполевые действия вектор/тензорной системы генерируются как расходящиеся части эффективного действия. Ключевые слова: расширенная суперсимметрия, гармоническое суперпространство, эффективное действие | 946 | |||||
6032 | Раскрыты возможности дополнительного образования в воспитании и социализации детей и молодежи в условиях современной образовательной парадигмы. Описаны риски и дефекты социализации подрастающего поколения в современном обществе. Акцентировано внимание на содержании принципа усиления социальной составляющей системы дополнительного образования. Проведен анализ требований современной нормативно-правовой базы образования РФ в области создания условий для социализации и саморазвития детей и молодежи в сложившихся социальных условиях. Вариативность дополнительного образования и усиление социальной составляющей представлены как ведущие тенденции развития системы дополнительного образования для детей и молодежи в современной России. Ключевые слова: воспитание, социализация, дефекты социализации, социальные риски, гуманитарный кризис, вариативность образования, саморазвитие | 946 | |||||
6033 | Производится статистическая обработка результатов тестирования студентов, участвующих в педагогическом эксперименте, проводимом кафедрой «Высшая математика» Самарского государственного университета путей сообщения. Построенный интервальный вариационный ряд, вычисленные наиболее важные числовые характеристики случайной величины – выборочная средняя, выборочная дисперсия и выборочное среднее квадратическое отклонение дают возможность построить гистограмму относительных частот. По виду линии эмпирической плотности выдвинута статистическая гипотеза о нормальном законе распределения случайной величины. Для проверки этой гипотезы используется критерий Пирсона χ2, состоящий в сравнении эмпирических и теоретических частот, который и подтверждает выдвинутую гипотезу. Подбор нормальной кривой распределения позволяет сделать вывод, что примерно 30 % студентов будут нуждаться в дополнительной самообразовательной деятельности для достижения удовлетворительного результата, а так-же построить шкалу успешности обучения. Ключевые слова: самообразовательная деятельность, выборочное среднее, математическое ожидание, выборочное среднеквадратичное отклонение, гистограмма относительных частот, функция распределения, гипотеза, доверительный интервал, шкала успешности обучения | 946 | |||||
6034 | Статья является итогом многолетнего исследования и претворения в практику модели формирования мировосприятия у младших школьников, основанной на идее единства и гармонии человека и мира, в процессе проведения интегрированных занятий искусством. Ключевые слова: восприятие, мировосприятие, искусство, культура, интеграция учебного материала, межпредметные тематические блоки, интегрированный урок | 945 | |||||
6035 | Изучается вопрос об экстралингвистических факторах, детерминирующих свойства языковых единиц научного дискурса вообще и категории авторизации в частности. Приводится перечень экстралингвистических факторов, оказывающих влияние на авторизацию. Подчеркивается важность учета экстралингвистического фона порождения научного текста при анализе функционирования авторизационных показателей. Описывается вклад когнитивно-дискурсивной парадигмы в понимание внелингвистической обусловленности смыслосодержательной основы научного текста и сопутствующей ей личностно-психологической рефлексии субъекта. Ключевые слова: авторизация, научный дискурс, экстралингвистические стилеобразующие факторы, эпистемическая ситуация, субъект научной деятельности | 945 | |||||
6036 | Приводятся промежуточные результаты исследования, целью которого является повышение эффективности преподавания дисциплин с использованием новых информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе в гуманитарных высших учебных заведениях. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью совершенствования преподавания методики дисциплины «Информатика» с учетом требований, указанных в федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования, преобладающим значением достигнутого выпускниками в ходе обучения в вузе уровня сформированности информационной культуры, осознанности использования средств информационных технологий для решения профессиональных задач, учета связей между предметными областями «Культурология» и «Информатика». Выделены некоторые культурологические особенности преподавания дисциплины «Информатика» и обоснована необходимость учета практического, синтаксического и семантического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов на занятиях по дисциплине «Информатика». С использованием сервиса https://www.visualworld.ru/ выделены ключевые термины, характеризующие структуру предметных областей «Культурология» и «Информатика». По итогам обобщения научных работ и учебно-методических материалов (учебных пособий, практикумов, рабочих программ дисциплин), подготовленных преподавателями кафедры информатики и математики Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов были разработаны учебно-методические материалы для электронного курса по дисциплине «Информатика», размещенного в системе поддержки самостоятельной работы студентов (http://edu.gup.ru). Доступ к материалам курса студенты и преподаватели университета получают после регистрации в системе и записи на курс. Представлены описания некоторых разработанных заданий и вопросы теста, применявшегося для проведения итогового контроля знаний студентов (зачета по дисциплине). Далее в работе осуществляется обоснование необходимости учета прагматического, семантического и синтаксического аспектов информации в процессе формирования информационной культуры студентов. Формирование информационной культуры студентов с учетом прагматического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных на освоение операций в программах, предназначенных для профессиональной работы с текстовыми и табличными документами, презентациями и разработки баз данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом семантического аспекта информации осуществляется в ходе выполнения заданий, направленных, в частности, на разработку схемы данных. Формирование информационной культуры студентов с учетом синтаксического аспекта информации осуществляется в ходе исследования способов описания элементов в иерархической, сетевой и реляционной моделей данных. Для формирования у студентов представлений о связях предметных областей «Культурология» и «Информатика» целесообразно предложить задания для самостоятельного выполнения, направленные на исследование экспозиций музеев соответствующей направленности. В заключение приводятся некоторые данные, полученные по результатам обработки выполненных студентами 1-го курса, обучавшихся по направлению подготовки «Экономика», в осеннем семестре 2017/18 учебного года заданий для самостоятельной работы. Ключевые слова: культурология, информация, междисциплинарные связи, преподавание дисциплины «Информатика» | 945 | |||||
6037 | Рассматриваются вопросы современной геополитики Южного Кавказа и процесс возникновения новых непризнанных государств: Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха. Определяется роль России в процессе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и оказания помощи Абхазии и Южной Осетии в признании их в качестве самостоятельных государств. Изменения политической ситуации в регионе Южного Кавказа во многом обусловлены геополитическими процессами, которые часто носят цивилизационный характер и зависят от трендов, которые формировались в советское время и создавали латентную конфликтную ситуацию, перешедшую в отрытую фазу на современном историческом этапе. Российская Федерация выступает в качестве главного «миротворца» в регионе, инициируя переговорные процессы в тех случаях, когда это возможно, и помогая приобрести поддержку государствам, стремящимся обрести суверенитет и подлинную государственность, пользуясь своим конституционным правом на самоопределение, прописанном в международном праве. Ключевые слова: Пятидневная война, Россия, Абхазия, Южная Осетия, Нагорный Карабах, Майендорфская декларация | 944 | |||||
6038 | Рассматривается проблема создания образовательных сред, которые позволяют обеспечить проектную направленность процесса образования педагога. Обосновано, что проектная деятельность должна быть содержательной основой процесса обучения педагогов в образовательной среде. Выделены и обоснованы этапы обучения педагогов в образовательной среде, которые ориентированы на динамическое развертывание деятельности от стадии проектной идеи до стадии практической реализации идеи с учетом индивидуальных потребностей педагога, его индивидуального профессионального опыта. Ключевые слова: образовательная среда, моделирование образовательной среды, индивидуальный и коммуникативный компоненты образовательной среды, проектное обучение, этапы процесса обучения в образовательной среде | 944 | |||||
6039 | Национальная форма проявления, которую приобретает терминология конкретной научной сферы познания в разноструктурных языках, выражает закономерность научного мышления конкретного народа и особенности его национального мировосприятия. В связи с тем, что «этимологические предпочтения» при отборе единицы специальной лексики для вербализации нового понятия в существенной мере передают национальную специфику когнитивной деятельности индивидуума в определенной профессиональной области, необходимо обратиться к сопоставительному анализу специфики этимологического описания основного корпуса русской и английской экологической терминологии. Следовательно, выделение основных групп терминов – исконных и заимствованных – представляет интерес с точки зрения антрополингвистического исследования, поскольку их корреляция в конкретной терминологии (превалирование одних над другими) способна продемонстрировать индивидуальность национального мышления или зависимость одного национального мышления от другого. Ключевые слова: специальная лексика, термин, сопоставительный анализ, этимологическое исследование, исконный термин, заимствование, латинский язык, греческий язык | 944 | |||||
6040 | Рассматривается проблема поиска эффективных средств развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Исследование данной проблемы проведено в контексте требований профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, которые предполагают наличие у учителей начальных классов глубоких психолого-педагогических знаний и уверенное их применение в практической педагогической деятельности. Выявлена специфика профессиональной деятельности учителей начальных классов современной общеобразовательной организации. Исходя из этого определено понятие «психолого-педагогическая культура учителей начальных классов». Показаны особенности деятельности методической службы на муниципальном уровне. Дано толкование понятия «муниципальная методическая служба». Определены ее возможности для развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов. Установлены и описаны педагогические условия, которые способствуют успешному развитию психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в образовательном пространстве муниципальной методической службы. Приведены данные формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность педагогических условий развития психолого-педагогической культуры учителей начальных классов в рамках муниципальной методической службы. Ключевые слова: учитель начальных классов, общеобразовательная организация, психолого-педагогическая культура, муниципальная методическая служба, развитие психолого-педагогической культуры | 944 | |||||
6041 | Введение. В современном историко-фантастическом романе «The Senility of Vladimir P» воссоздается типичный образ «маленького человека» и конструируется узнаваемый западным реципиентом миф о России, представляющий собой многослойную систему стереотипов. Цель – охарактеризовать стереотипный образ русского «маленького человека» в современном британском романе и определить, какую функцию он играет в метамифе о России как иной среде. Материал и методы. В качестве основной выбрана методология компаративистики, в частности имагологии, междисциплинарная природа которой позволяет изучать образ «Иного» в общественном, культурном и литературном сознании другой страны, в частности Великобритании, на интертекстуальном, контекстуальном и непосредственно текстовом уровнях, используя понятие стереотипов (по Й. Леерссену), на материале романа М. Хонига «Слабоумие Владимира П.». Результаты и обсуждение. Под скандальным заголовком автор предлагает нам повествование о жизни в России через призму темы «маленького человека». Главный герой – Николай Шереметьев не склонен к рефлексии, не видит мерзостей жизни до момента возникновения ситуации утраты: ареста племянника. С этого момента повествование набирает обороты, меняется его характер: действительность приобретает все больше гротескных черт, а читатель становится свидетелем болезненной трансформации Шереметьева, «маленького человека», последнего честного человека в России, который идет на сделку с совестью и начинает действовать в рамках англо-саксонской традиции. Образ «другого» подается Хонигом именно с перспективы англосаксонской традиции, деятельностной, в которой на самом деле выписаны и все остальные персонажи: русские только по антуражу и соответствующие западному стереотипу, но при этом зараженные западным индивидуализмом. Персонажи романа классифицированы по типам в зависимости от модели поведения и протипа. Заключение. М. Хониг выстраивает гротескный, абсурдистский образ России середины XXI в. Персонажи-этнотипы действуют в условных ситуациях, не претендуя на психологизм изображения и раскрытие характеров, потому что должны создать максимально полную, всеохватную картину российской действительности, отразить русские национальные черты такими, какими они вписаны в привычный для британцев миф о России. Этнотип граждан России середины XXI в. Хониг конструирует из: 1) традиционного для русской литературы образа маленького человека (Николай Шереметьев) и его окружения; 2) медийного образа российских чиновников высшего эшелона власти, сформированного преимущественно западными СМИ и российскими либеральными СМИ; 3) утрированного и схематичного образа типичного русского, фигурировавшего в западном кино конца ХХ в. Перед нами конфликт не только разных жизненных установок, но противопоставление русского и английского (шире – англо-саксонского) миров на культурно-цивилизационном уровне. Роман Хонига – пример вторичной актуализации, когда сконструированный под воздействием медиа художественный текст начинает восприниматься в качестве образца non-fiction, становясь своеобразным симулякром реальности. Ключевые слова: имагология, этнотип, образ России, британская литература, маленький человек, миф, русский миф | 944 | |||||
6042 | Современная ситуация в образовании предъявляет к педагогам дошкольных организаций особые требования, однако не все готовы их принять. Речь идет не только о методическом аспекте, но и в первую очередь психологической и личностной готовности педагогов к изменениям. Вызывает серьезные затруднения подготовка педагогов к реализации нового стиля взаимодействия с детьми, отражающего идеи личностно ориентированного подхода. Автором описан ряд исследований, позволяющих определить актуальные направления профессионального развития педагога дошкольного образования на современном этапе. Ключевые слова: профессиональная компетентность педагога, гуманизация образования, профессиональное развитие | 943 | |||||
6043 | Обосновывается идея о том, что юридическая интеллектуальная элита являлась субъектом правового дискурса русской журнальной прессы второй половины XIX – начала XX в. Правовой дискурс рассматривается как все измерения, реальные и воображаемые, отношения общества к праву. Однако в журнальной прессе наиболее значимыми типами правового дискурса были научный и информационно-аналитический. Юридическая интеллектуальная элита как его субъект была представлена крупными специалистами в области научной юрис пруденции. Доказывается, что на протяжении рассматриваемого периода расширялся круг интеллектуалов-правоведов, сотрудничавших в печати, а также изменялось содержание дискурса: от истории юстиции к анализу актуальных ее вопросов, что было ответом на потребности читающей аудитории. Ключевые слова: юридическая интеллектуальная элита, правовой дискурс, «толстый» журнал, интеллектуальная культура, интеллектуальная деятельность | 943 | |||||
6044 | Анализируются функционально-смысловые типы сложных синтаксических целых в современной публицистике. Рассматриваются разнообразные синтаксические отношения между компонентами сложных синтаксических целых, их структурные особенности и средства связи. Материалом исследования являются публикации «Российской газеты» за 2015 г. Выявляются функционально-смысловые типы и функционально-прагматическая сущность сложных синтаксических целых с разными видами синтаксических отношений. Изучение газетного материала показывает, что в сложных синтаксических целых наблюдаются разнообразные синтаксические отношения: перечислительные, противопоставительные, сопоставительные, присоединительные, следственные. Отмечается, что, несмотря на разнообразные синтаксические отношения между предложениями в сложном синтаксическом целом, каждая из этих конструкций является неделимым, монолитным образованием, которое выражает сообщение как целостная коммуникативная единица. Ключевые слова: сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, синтаксические отношения, присоединительная конструкция, газетно-публицистический стиль, предложение, абзац | 943 | |||||
6045 | Рассматривается педагогическая проблема формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции в системе их подготовки в условиях высшего учебного заведения. Обосновывается целесообразность применения методов контекстного обучения как средства формирования профессиональной культуры будущих юристов в процессе их профессиональной подготовки. Указываются внешние и внутренние контексты формирования профессиональной культуры юристов, рассматриваются методы и формы контекстного обучения, позволяющие повысить эффективность формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции в процессе их обучения в вузе. Ключевые слова: профессиональная культура специалиста в области юриспруденции, теория контекстного обучения, методы контекстного обучения, проблемная ситуация, формирование профессиональной культуры будущего юриста, система профессиональной подготовки юристов | 943 | |||||
6046 | Для педагогической теории и практики проблема формирования социального согласия и доверия относительно нова, в такой плоскости она практически не представлена в психолого-педагогической литературе. Авторы рассматривают педагогические основы воспитания у школьников и молодежи доверия и согласия как базы для выстраивания взаимоотношений в полиэтническом, многонациональном и многоконфессиональном российском обществе. Ключевые слова: образование, социальный институт, социальное доверие и согласие, поликультурное образование | 943 | |||||
6047 | Дискурсивная практика массмедиа, рассматриваемая с позиции коммуникативно-прагматического подхода, аспектируется в данной работе этической проблематикой. Аксиологическая проекция дискурсивной картины мира интерактивных жанров радио позволяет заострить внимание на объяснительных позициях анализа речевой практики, зафиксировать в коммуникативных моделях взаимодействия автора и адресата ценностные доминанты, эксплицирующие институциональную идеологию, и ментально-языковые реакции субъектов коммуникации, выявить зоны их согласованности и конфликтности. Процесс координирования дискурсивного опыта коммуникантов и индивидуального рассматривается в связи с такими терминами, как «дискурсивная личность» и «дискурсивное сознание». Ключевые слова: коммуникативные модели взаимодействия автора и адресата, дискурсивная картина мира, аксиология, дискурсивная личность | 943 | |||||
6048 | Рассматриваются эпистемологические воззрения старших славянофилов А. С. Хомякова и И. В. Киреевского и философов-имяславцев Флоренского, Булгакова, Лосева. Особое внимание при этом уделено проблеме соотношения веры и разума. Говорится о типах наук – науке античности, Средневековья, Нового времени. Выдвигается тезис: концептуальное соединение веры и достоверного разума требует особого типа научного мышления – мышления символического. В связи с этим рассматриваются примеры символического мышления в науках античности и Средневековья. В основной части анализируются концепции православной науки в философии славянофильства и имяславия в аспекте символического мышления. Выявляется определенная зависимость эпистемологических воззрений указанных мыслителей от традиций античной философии и западной схоластической традиции. В заключение делается вывод об актуальности проблемы соотношения веры и разума для круга гуманитарных наук современности. Ключевые слова: вера и разум, славянофилы, имяславие, символическое научное мышление, достоверное знание | 942 | |||||
6049 | Рассматривается проблема изучения и развития образовательной самостоятельности студентов в контексте образовательной деятельности в вузе. Анализируются диссертационные исследования за последние 10 лет по данной тематике, приводятся результаты экспериментальной работы. На основе полученных данных автором раскрывается содержание понятий «образовательная самостоятельность» и «образовательная деятельность», а в качестве эффективной технологии формирования образовательной самостоятельности предлагается работа с образовательными ситуациями. Ключевые слова: образовательная самостоятельность, образовательная деятельность, образовательные ситуации, технология, совместная деятельность | 942 | |||||
6050 | The article deals with the most important and urgent tasks of the contemporary Azerbaijani study of folklore based on the the materials and programmes of CMDRTC– Collection of materials for description of the regions and tribes of the Caucasus. The history of collection, systematization and publication of the Azerbaijani folklore is traced on the basis of the concrete facts and examples. Special attention is given to the issues of CMDRTC that contains the programme-recommendation on collection of the folklore on the basis of the scientific principles. Also emphasized are the urgency and significance of the collection of the material upon the subject groups and appropriate tables. When putting the scientific principles of collection and systematization of the folklore material into practice it is possible to involve more specialists in collection activity and thereby preserve more beautiful examples of folk creation. Ключевые слова: Azerbaijani study of folklore, collection of folklore, CMDRTC, programme-recommendation, scientific principles, subject grouping | 942 |