№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
601 | Освещается процесс формирования региональной идентичности на уровне этногосудар ственных субъектов Российской Федерации в контексте проблемы сохранения этнополитической и этносоциальной стабильности. На примере Республики Хакасия (1990-е – 2000-е гг.) выявляются условия и механизмы формирования региональной идентичности; показано влияние фактора этнической государственности на этот процесс. Ключевые слова: региональная идентичность, этническая государственность, этнополитическая и этносоциальная ситуация, Республика Хакасия, хакасский этнос | 1253 | |||||
602 | Обосновывается актуальность предметного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («ОБЖ»), рассматриваются проблемы организации внеклассной работы по данному курсу, приводятся определение и классификация ее видов, предлагается примерное содержание. Описывается реализация основных методологических подходов по организации внеклассной работы по курсу «ОБЖ». Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная работа в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», личностно-деятельностный подход, интегративный подход | 1253 | |||||
603 | Когнитивная сфера личности представляет собой динамичную, иерархически организованную структуру, которая особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. На ее формирование существенное влияние оказывают перцептивно-мнестическая и мыслительная детерминанты, а также половозрастные индивидуально-психологические особенности личности | 1252 | |||||
604 | Рассматривается история конкретного шаманского бубна, эвенкийского по происхождению, но ставшего традиционным культовым предметом другого народа – хантов. Интересна и история его изучения несколькими поколениями ученых. | 1252 | |||||
605 | В статье обсуждается важная, но малоизвестная читателю теоретическая разработка проблем социального государства в трудах немецкого доктора права, социолога и экономиста Лоренца фон Штейна (1815-1890), который является первопроходцем и классиком европейской модели «государства социальной помощи». Научное наследие ученого, особенно развитие им социальной доктрины общества, точнее, основной вывод о его эволюции в социальном направлении, занимают важное место в европейской и международной общественно-политической мысли, выходя за пределы как конкретного предмета исследования, так пространства и времени его эпохи. Актуальность темы обусловливается и современным активным обсуждением перспектив смены парадигм европейской модели социального государства от «государства социальной помощи» к «государству инвестиций», но призывы отказаться от якобы устаревшей социальной политики, приводящей к «чрезмерным социальным расходам», не находят единодушной поддержки. Более того, для стран постсоветского пространства особенно важно изучать идейные истоки «социальных государств», потому что научная разработка проблемы только начинается. | 1252 | |||||
606 | В статье раскрывается сущность инновационного потенциала образовательного учреждения через работу с инновационным кадровым ресурсом. Автором предлагается вариант развития инновационного потенциала педагога посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программ. Ключевые слова: потенциал, инновационная деятельность, ресурсы, инновационный потенциал, индиви- дуальная образовательная программа | 1252 | |||||
607 | В статье рассматриваются актуальные направления развития муниципальных образовательных систем и сетей, актуальность исследования которых обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: возрастанием требований государства и общества к деятельности муниципальных образовательных систем на селе в области качества, эффективности, доступности образовательных услуг; необходимостью формирования механизмов развития образования на селе: территориальных сетей, включающих современные модели школ (в том числе малокомплектных и малочисленных), реализующих современные образовательные программы путем использования инновационных образовательных технологий; моделей и технологий подготовки и повышения квалификации педагогов для сельской местности. Ключевые слова: региональная, муниципальная образовательная система, классификация муниципальных образовательных сетей | 1252 | |||||
608 | В статье рассматривается вопрос о влиянии профессионального стажа на удовлетворенность трудом, которая, с точки зрения концепции профессионального становления личности (Ю.П. Поваренков, 2002), является важным показателем профессиональной идентичности. Анализируются различные точки зрения на понятие «удовлетворенность трудом». Обсуждаются результаты исследования удовлетворенности трудом 180 риэлторов с различной продолжительностью их профессиональной деятельности и на основе этого анализа выделяются 4 этапа профессионального становления личности в этой сфере деятельности. | 1251 | |||||
609 | В статье автором были проанализированы понятия «проектирование» и «моделирование», рассмотрены этапы и типы проектирования. Представлено проектирование как инструмент для работы над повышением качества обучения. Ключевые слова: проектирование, метод проектов, моделирование, педагогическое проектирование | 1251 | |||||
610 | Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в середине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных народов, способной жить в динамично развивающемся многоликом мире. Предлагаемая статья раскрывает исторические особенности формирования идеи народности и опыт ее реализации в современной школе. Ключевые слова: Одной из значимых идей в отечественном образовании является идея народности. Сформировавшись в се- редине XIX в., она сохраняет актуальность и по сей день. Обращение к идее народности призвано воспитать личность, уважающую культурные особенности разных на | 1251 | |||||
611 | Рассматривается жестокое отношение к детям в период варварства в Западной Европе, а также в ходе сравнения детства в Западной Европе и в России выявляется историческое своеобразие отношения взрослых к своим чадам. С детства закладывались установки агрессивного поведения. Варвар с детства должен был выживать в условиях суровой действительности. Наблюдается достаточно архаичное, жестокое отношение к ребенку, которое являлось основой для формирования авторитарной структуры характера в обозначенный период. Ключевые слова: детство, варвар, жестокость, авторитарная структура сознания | 1251 | |||||
612 | . | 1250 | |||||
613 | В статье осуществлен анализ современного состояния теории познания, выявлены тенденции её развития, обозначенные как «эпистемологическая революция», направленная на преобразование классической, сциентистски ориентированной теории познания в социально-гуманитарное синтетическое видение гносеологической проблематики. Тенденции историзации, социологизации и аксиологизации гносеологии, выделенные в качестве ведущих в формирующейся неклассической теории познания, рассматриваются как единая стратегия, представленная в наиболее оформленном виде в междисциплинарной исследовательской стратегии «case study». В статье показано, что в качестве «теоретического фона» в исследованиях, выполненных в жанре «case-study», представлены различные версии интерпретативной парадигмы, развивающейся в рамках конструкционистской эпистемологической программы. | 1250 | |||||
614 | В работе рассматриваются особенности преподавания физики в школах разного типа, в том числе сельской школе, и обсуждаются умения учителя, необходимые для реализации целей физического образования с учетом этих особенностей. Ключевые слова: физика, обучение, разные типы школ, различные методы и технологии. | 1250 | |||||
615 | Рассматриваются эффективные формы и методы обучения студентов говорению на английском языке на занятиях в высшей школе. Приводится краткая характеристика диалогической и монологической речи. Выделяется и анализируется ряд проблем при обучении иноязычной устной речи и предлагаются меры по их решению. Определяется характер эффективного задания для развития говорения и предлагается серия упражнений, способствующих развитию навыков устной речи у обучающихся и формированию их коммуникативной компетенции, решая обсуждаемые проблемы. Ключевые слова: разговорная речь, эффективные формы и методы, диалогическая и монологическая речь, обучающиеся, ряд проблем (трудностей обучения) изучения, задания, предпринять меры, навыки и умения, коммуникативная компетенция | 1250 | |||||
616 | В статье анализируется проблема снижения мотивации учебной деятельности у школьников 5–6 классов. На основе анализа психолого-педагогической литературы выявлены признаки внешней и внутренней мотивации и факторы, мотивирующие познавательную деятельность учащихся. Для реализации этих факторов, предлагается система заданий по теме «Проценты», которая была апробирована в 2000–2005 гг. в школах г. Томска, г. Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа. | 1249 | |||||
617 | Статья посвящена анализу абсолютных причастных оборотов на -nd в готском и древнеанглийском. Основа готских абсолютных причастных оборотов является по происхождению германской. Абсолютные причастные обороты широко употреблялись и в древних скандинавских памятниках. В дальнейшем абсолютные причастные обороты нашли свое развитие в современных германских языках. Ключевые слова: абсолютный причастный оборот, абсолютный дательный, абсолютный винительный, абсолютный именительный, абсолютный родительный | 1249 | |||||
618 | В работе рассматривается комплексный проблемно-ориентированный подход к решению задач по физике с системным использованием ИКТ. Предлагаемая методика расширяет проблемное поле обучения физике, приближает его содержание к современному уровню научных знаний, позволяет использовать в учебном процессе методологию физики как науки, ориентирует учащихся не только на освоение системы предметных знаний, но и на развитие творчества. Метод может быть применим как при подготовке студентов по специальности «учитель физики», так и в профильной школе. Ключевые слова: проблемно-ориентированный подход, информационно-коммуникационные технологии обучения физике, интернет-ресурсы в обучении физике | 1249 | |||||
619 | В работе рассматривается уровень коммуникативного, психологического и личностного развития детей младшего школьного возраста и делается вывод о возможности формирования готовности к межкультурному иноязычному общению. Овладение иностранным языком на начальной ступени можно квалифицировать как овладение компонентом общей культуры, с помощью которой школьник приобщается как к культуре страны изучаемого языка, так и к мировой культуре. Ключевые слова: педагогический потенциал фольклорных традиций, регионализация образования, этнокультурное образовательное пространство региона, этнопедагогическая компетентность педагога по фольклорной деятельности | 1249 | |||||
620 | Проанализирована организация самостоятельной работы в вузах и выявлены причины ее низкой эффективности; показаны возможности олимпиадного движения как инновационной формы организации самостоятельной работы; предложены подходы к формированию содержания обучения математике посредством олимпиадного движения; рассмотрены основные этапы методики организации самостоятельной работы по математике в виде олимпиадного движения. Ключевые слова: самостоятельная работа, олимпиадное движение студентов, методика обучения математике | 1249 | |||||
621 | Представлено исследование интерференционного влияния родного и первого иностранного языков при изучении индивидуумом второго иностранного, в том числе русского как иностранного. Интерференция рассматривается и описывается с выделением ее видов как многоаспектное явление, проявляющееся на всех уровнях языковой системы. Анализ и обобщение сведений, содержащихся в научной литературе, позволяет автору предложить собственную систему ключевых факторов, содействующую решению спорного вопроса о преобладающем источнике интерференции в условиях мультилингвизма. Ключевые слова: интерференция, влияние, степень, иностранный язык, норма | 1249 | |||||
622 | Под профессионализмом понимается особое свойство человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную профессиональную деятельность с заданными показателями качества. В статье обосновывается психологический феномен профессионализма как объект системного исследования. Индивидуальный профессионализм анализируется как свойство, как состояние и как процесс становления специалиста. Формулируются функции и критерии профессионализма. Показано, что при изучении профессионализма целесообразно опираться на принципы теории систем: функциональный, морфологический и информационный. | 1248 | |||||
623 | В статье исследуются проблемы семантического обновления лексического состава русского языка последних двух десятилетий, рассматривается один из видов семантической деривации – расширение семантики лексических единиц. | 1248 | |||||
624 | Данная статья посвящена актуальным вопросам многоуровневой подготовки учителя в системе непрерывного педагогического образования России. В ней обозначены кратко основные проблемы педагогов каждого уровня подготовки и предлагаются способы решения, которые, по мнению автора, являются наиболее эффективными. Ключевые слова: Система непрерывного педагогического образования, многоуровневое образование, бакалавр, магистр, специалист, профессиональная востребованность. | 1248 | |||||
625 | Точность зрительного восприятия вертикально-горизонтальной иллюзии у взрослых была намного выше, чем у детей 7-13 лет, а у взрослых мужчин выше, чем у женщин. Зрительно-мануальная межполушарная асимметрия слабо отражалась на величине иллюзии у детей. В то же время она оказывала сильное влияние на точность восприятия у взрослых. При этом взрослые зрительно-мануальные правши были более точны по сравнению с левшами. Ключевые слова: вертикально-горизонтальная зрительная иллюзия, пол, возраст, межполушарная асимметрия | 1248 | |||||
626 | «Книга, глаголемая Летописец Новгородской вкратце, церквам Божиим», известная в научной литературе под неточным названием – Новгородская третья летопись, является памятником летописной традиции Великого Новгорода XVII в. Данный источник содержит уникальные известия и отражает духовную жизнь города наиболее полно по сравнению с другими новгородскими летописными памятниками. В работе дана общая характеристика летописи (списки свода, публикация текста, время, место и обстоятельства создания). Летописец рассмотрен как источник по истории новгородской епископии в период ее становления (X–XII вв.). Ключевые слова: Великий Новгород, летописи, христианство, источниковедение, историография | 1248 | |||||
627 | Роль процессов наблюдения в познании естественнонаучных законов природы теоретически исследовалась широким кругом современных психологов и педагогов. Автор статьи, опираясь на теоретические разработки данного вопроса, экспериментально осуществляет данный процесс при изучении курса «Естествознание» в классах гуманитарного профиля. Анализ результатов, приводимых в статье, показывает, что правильно организованное наблюдение естественнонаучных процессов, повышает качество знаний о строении окружающего мира | 1247 | |||||
628 | В статье характеризуются основные концепции и позиции по периодизации сельскохозяйственных реформ 1950–1960 гг. в стране, существующие в современной литературе; указывается на то, что для Западной Сибири эти реформы имели свою специфику. Главной реформой здесь стало освоение целинных и залежных земель, которое повлекло все последующие изменения этого десятилетия на селе. | 1247 | |||||
629 | Рассматривается игра с прецедентными текстами как источник комического. На материале романов-фэнтези М. Успенского выделяются такие приемы создания комического эффекта, как текст в тексте, раскавычивание цитат, деметафоризация, стилизация. | 1247 | |||||
630 | Проведено исследование функционально-семантических особенностей полусуффиксальных элементов и схожих с ними по значению суффиксов. В результате сравнительного анализа синонимии полусуффиксов и суффиксов были выявлены синонимические ряды полусуффиксов, коррелирующих с соответствующими рядами суффиксов, а также установлено, что, несмотря на функционально-семантическую близость, эти элементы не являются тождественными единицами. Сделан вывод о более широком и содержательном сигнификативном значении полусуффикса, способном объединить большее число семантических признаков и концептуальных отношений по сравнению с семантикой суффикса. Ключевые слова: полусуффикс, суффикс, генерализация значения, синонимия, многозначность, сигнификат, денотат | 1247 | |||||
631 | . | 1246 | |||||
632 | В последнее десятилетие ХХ в. национальная интеллигенция народов Севера начала активную борьбу за сохранение и возрождение древних этнических традиций. Важную роль в этом сыграли сотрудники научных учреждений, изучавшие традиционное декоративное искусство и современные тенденции его развития. Они активно участвовали также в практической деятельности, связанной с развитием народных промыслов. | 1246 | |||||
633 | Рассматривается программа создания психологически безопасной среды на начальном этапе пребывания детей в ДОУ. Создание психологически безопасной образовательной среды необходимо для успешной адаптации ребенка в дошкольном учреждении. Критериями психологической безопасности среды дошкольного учреждения являются эмоциональное благополучие ребенка, удовлетворенность средой, доверительное общение, отсутствие психологического насилия. Показана эффективность программы для повышения уровня адаптации детей младшего дошкольного возраста. Ключевые слова: психологическая безопасность, дошкольный возраст, адаптация в ДОУ | 1246 | |||||
634 | Уточняется методика системного анализа индивидуального медиадискурса ведущего авторской телевизионной программы с учетом понимания индивидуального медиадискурса в качестве одной из форм репрезентации его информационного поля. Индивидуальный медиадискурс автора-ведущего телепрограммы рассмотрен как реализующийся в процессе профессионального речевого поведения личности, определяющий целостный узнаваемый образ журналиста в условиях данной дискурсивной практики. При этом в индивидуальном медиадискурсе тележурналиста находят отражение специфические особенности идиостиля его информационно-медийной языковой личности. Информационное поле медийной личности интерпретируется как пространство общения, организуемое в процессе различных дискурсивных практик в условиях медиакоммуникации. Как составляющие информационного поля медийной личности, находящие отражение в ее дискурсивных практиках, отдельно рассматриваются: 1) репутация и авторитет; 2) цитируемость (публичность, известность); 3) тезаурус, картина мира и система ценностей. Авторитет ведущего находится в тесной взаимосвязи с имиджем программы. Цитируемость журналиста представлена в качестве основного показателя его эффективной профессиональной деятельности. Тезаурус, картина мира и система ценностей журналиста являются показателями специфики идиостиля его медийной личности и находят непосредственное отражение в индивидуальном медиадискурсе. В качестве примера анализируются некоторые особенности информационного поля языковой личности тележурналиста Д. Киселева, автора-ведущего программы «Вести недели» на телеканале «Россия 1». Ключевые слова: медиадискурс, индивидуальный медиадискурс тележурналиста, информационное поле личности, информационно-медийная языковая личность, авторская телепрограмма | 1246 | |||||
635 | . | 1245 | |||||
636 | . | 1245 | |||||
637 | Становление различных аспектов смысла понятия "натуральная логарифмическая функция" | 1245 | |||||
638 | В статье исследуется семантика перволичного (Ich-Erzahlung) повествования в романе Б.К. Зайцева «Золотой узор» (1926): изображение исторического времени в бытии личности, сложном обретении художником христианского пути | 1245 | |||||
639 | В статье представлена методическая система обучения старшеклассников интерпретационной деятельности. В основу предложенной автором методики положена теория проблемного обучения, согласно которой планируются виды деятельности учащихся и учителя, ставятся поисково-исследовательские задачи. Опираясь на достижения современной коммуникативной стилистики текста, описываются приемы и способы эффективного осмысления текста как формы коммуникации. Особое внимание уделено формированию навыков лингвопрагматического анализа текста, который направлен на поиск закономерных связей между используемыми в тексте языковыми средствами и коммуникативными намерениями автора. Ключевые слова: формирование интерпретационной компетенции, проблемное обучение, коммуникативная стилистика текста | 1245 | |||||
640 | Рассмотрена суть одного из методов построения систем задач метода «снежного кома», доказана эффективность использования систем задач, сконструированных методом «снежного кома», и описана методика их включения в процесс обучения на разных этапах урока геометрии. Ключевые слова: система задач, процесс конструирования систем задач, метод «снежного кома», методика использования систем задач | 1245 | |||||
641 | Лингводидактическая терминология как разновидность педагогической терминологии включает важнейшие понятия лингводидактики, педагогики, философии, психологии и прикладной лингвистики. Количество терминов, включаемых в лингводидактические словари, неуклонно возрастает, что просматривается и в отечественных, и в зарубежных изданиях. Рассматриваются проблемы систематизации лингводидактических терминов в современных отечественных и зарубежных словарях. Определены основные сложности систематизации педагогических и лингводидактических терминов. Проанализированы современные лингводидактические словари: словари Р. К. Миньяра-Белоручева, Э. Г. Азимова и А. Н. Щукина, И. Л. Колесниковой и О. А. Долгиной, Д. Ричардса и Р. Шмидта, С. Торнбери. Описана специфика систематизации терминов в данных словарях (количество терминов, их группировка, отражение взаимосвязи терминов и терминологических групп). Обобщены некоторые недостатки систематизации и описания терминов в современных лингводидактических словарях. Ключевые слова: лингводидактический термин, систематизация терминологии, словарь терминов, методический словарь, лингводидактический словарь | 1245 | |||||
642 | Ключевые позиции системы адаптивной физической активности для детей с различными заболеваниями, имеющих ограничения к занятиям физической культуры, связаны с учетом индивидуальных особенностей уровня здоровья, психоэмоционального статуса, характера заболевания. Реализация этих положений основана на допущении, что все люди, независимо от состояния физического и психического здоровья могут получить большую пользу от физической активности, если преподаватели и тренеры знают, как адапти¬ровать тот или иной вид двигательной деятельности к нуждам конкретного человека. Для достижения этого необходимо: • изучить теоретические аспекты и методологические противоречия системы физического воспитания детей с нарушениями здоровья; • разработать формы и методики физической подготовки для детей с медицинскими ограничениями к занятиям физической культурой; • оценить эффективность комплексных педагогических технологий физического воспитания для детей с различными заболеваниями. | 1244 | |||||
643 | В статье на широком круге источников, включая и документы из ранее закрытых архивных фондов, с новых позиций дан анализ политических процессов 1920-х гг. Анализируется внутренняя политика правящей партии. Раскрываются усилия крестьянства по защите своих прав путем создания политической организации в виде крестьянских Советов. | 1244 | |||||
644 | Индивидуальные особенности структурной организации когнитивной сферы личности находятся в тесной взаимосвязи с продуктивностью мышления учащихся. Результаты дисциплинарно-специфических и общих учебных достижений единого государственного экзамена (ЕГЭ) учащихся могут выступать в качестве объективных показателей продуктивности их индивидуального мышления. Установлено, что оптимальное соотношение детерминант когнитивного развития учащихся оказывает существенное влияние на продуктивность мышления. | 1244 | |||||
645 | В статье рассматриваются метафоры, отображающие реалии внутреннего мира (феномены психики) в романе К. Уилсона «Паразиты сознания», анализируются причины затруднений в их продуцировании и понимании. Список трудностей основан на материале конкретного художественного произведения. Ключевые слова: английский язык, метафора, феномены психики, концепты внутреннего мира, базовые метафорические модели, продуцирование и понимание метафор | 1244 | |||||
646 | Анализируются природа, сущность и причины сетизации, кластеризации, их структурно-функциональной организации, условия функционирования, принципы существования и направления развития, а также формы, количественные характеристики и конкретные параметры инновационных экономических структур и институтов сетевого типа. Исследуются их субстанциональные основы, атрибутивные качества и свойства, закономерности возникновения, функционирования и развития, а также основные тенденции, направления и механизмы становления инновационных кластеров как конкурентоспособных структур экономики в национальном хозяйстве России. Рассматривается адаптивная модель развития кластеров в отечественной экономике. Ключевые слова: инновационный кластер, производственный кластер, территориально-производственные комплексы, конкуренция, структура экономики | 1244 | |||||
647 | Рассматриваются вопросы организации проектной деятельности учащихся в начальной школе: отличия проектной деятельности от исследовательской, раскрывается понятие «исследовательский проект», описаны проектные умения младших школьников и их соответствие универсальным учебным действиям. Выявлены основные проблемы организации проектной деятельности в начальной школе. Ключевые слова: проектная деятельность младших школьников, исследовательский проект, проектные умения младших школьников | 1244 | |||||
648 | Цель настоящего исследования – выявление системы взглядов А. И. Герцена на человека. В статье рассматриваются социальные факторы, влияющие на формирование личности: сословная принадлежность, материальный статус, профессиональная деятельность, образование, положение женщины в обществе, «общественное мнение». Ключевые слова: социальный фактор, концепция личности, среда, сословность, материальный статус, профессия, образование, женщина, «общественное мнение», эстетический идеал | 1244 | |||||
649 | Статья представляет опыт организации спортивно-массовой работы Томского политехнического университета со студенческой молодежью. Показаны организационно-методические особенности работы со студентами нефизкультурных специальностей и направлений подготовки в рамках группы спортивного совершенствования по футболу. Приведены данные эмпирических исследований, отражающие положительное влияние футбола как вида физической культуры и спорта в системе спортивно-массовой работы вуза на формирование здорового образа жизни студентов названной группы. Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенческая молодежь, футбол, спортивно-массовая практика вуза, группа спортивного совершенствования, метод опроса | 1244 | |||||
650 | 1243 |