Вестник Томского государственного педагогического университета
RU EN






Сегодня: 08.01.2025
Главная Рейтинг
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • Выпуски журнала
    • 2024 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2013 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2012 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2011 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
      • Выпуск №13
    • 2010 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2009 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2008 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2007 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
    • 2006 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
      • Выпуск №10
      • Выпуск №11
      • Выпуск №12
    • 2005 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2004 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 2003 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
    • 2002 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2001 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2000 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
      • Выпуск №8
      • Выпуск №9
    • 1999 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
      • Выпуск №7
    • 1998 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
      • Выпуск №5
      • Выпуск №6
    • 1997 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Новости
  • Редакционная коллегия
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Читателям
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Поступившие статьи
  • Принятые в печать
  • Оформить подписку
  • Служебный вход
vestnik.tspu.ru
praxema.tspu.ru
ling.tspu.ru
npo.tspu.ru
edujournal.tspu.ru

Вестник ТГПУ — это рецензируемый научный журнал открытого доступа.

E-LIBRARY (РИНЦ)
Ulrich's Periodicals Directory
Google Scholar
European reference index for the humanities and the social sciences (erih plus)
DOAJ (Directory of Open Access Journals)
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
Яндекс.Метрика

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146

Warning: A non-numeric value encountered in /web/zanos/classes/Player/RatingArticle_class.php on line 146
    В начало Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед В конец

Страница 3 из 135

- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -
№СтатьяСкачиваний
101

Сыскина Анна Александровна ПЕРЕВОДЫ XIX ВЕКА РОМАНА «ДЖЕН ЭЙР» ШАРЛОТТЫ БРОНТЕ: ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА И ВЗГЛЯДОВ ГЕРОИНИ В ПЕРЕВОДЕ 1849 ГОДА ИРИНАРХА ВВЕДЕНСКОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 3 (118). С. 177-182

Данная статья посвящена переводу романа «Джен Эйр», выполненному в XIX в., Иринарха Введенского. Цель статьи – определить особенности переводческой рецепции творчества Ш. Бронте в передаче характера и взглядов героини. Автор заключает, что перевод романа «Джен Эйр» Шарлотты Бронте был выполнен с отступлениями от авторского текста, что отражает основные принципы перевода, проповедуемые Иринархом Введенским.

Ключевые слова: Шарлотта Бронте, «Джен Эйр», роман, перевод, XIX век, Иринарх Введенский

1519
102

Игна Ольга Николаевна МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ: СОДЕРЖАНИЕ И КЛАССИФИКАЦИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 7 (85). С. 20-23

Методические задачи являются единицами учебной деятельности и важными средствами профессиональной подготовки учителей. Определения содержания методических задач и подходы к их классификации разнообразны. Методические задачи подразделяются согласно уровням знаний и творчества, ошибочности действий разных субъектов образовательного процесса, профессиональным задачам, функциональным единицам деятельности, способам подачи материала и так далее. Методические задачи используются на этапах осмысления, проектирования и реализации педагогической деятельности.

Ключевые слова: задача, учебная задача, методическая задача, профессиональная подготовка, средства обучения, содержание обучения

1518
103

Аблогина Евгения Владимировна ПЕРЕВОДЫ «ГОРЯ ОТ УМА» НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК: В ПОИСКАХ ЭКВИВАЛЕНТА РУССКОГО МЕНТАЛЬНОГО КОНЦЕПТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 2 (130). С. 76-82

Раскрывается национальное своеобразие грибоедовского ментального концепта, устанавливается, что передача концепта ум значительно осложняется тем, что семантический объем русского концепта намного превышает семантический объем всех возможных эквивалентов в английском языке. Демонстрируются попытки преодоления современными профессиональными переводчиками (британским и российским) традиционно заявлявшейся «практической непереводимости» грибоедовского шедевра.

Ключевые слова: А. С. Грибоедов, Горе от ума, концепт, ум, перевод

1512
104

Якименко Ольга Викторовна, Стась Андрей Николаевич Применение обучающих программ-тренажеров в обучении программированию // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 54-56

В статье рассматриваются проблемы, связанные с обучением программированию в средней общеобразовательной школе, влияющие на понижение уровня обучения учащихся. Авторами предложен метод повышения качества усвоения материала, который основан на использовании при обучении программированию обучающих программ – тренажеров, а именно web-визуализаторов (программы-тренажеры, являющиеся web-приложениями и демонстрирующие процесс работы алгоритмов). Рассмотрено тематическое наполнение линии алгоритмизации и программирования; сформирован комплект web-визуализаторов, отвечающий требованиям базового уровня средней школы; предложен комплект web-визуализаторов для профильного курса информатики, ориентированного на углубленное изучение программирования.

Ключевые слова: информатика, программирование, обучающая программа-тренажер, web-визуализатор, методика обучения

1509
105

Голубева Вера Валериевна ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА TODDLER // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 7 (97). С. 143-145

В статье анализируется концепт toddler как многоуровневый конструкт, состоящий из нескольких когнитивных слоев. В результате исследования выявлена полевая структура данного концепта, состоящая из ядерных, промежуточных и периферийных элементов.

Ключевые слова: концепт, toddler, базовый слой, ядро, периферия, концептуальный признак

1502
106

Петрова Нина Геннадьевна ЗАГЛАВИЯ ПОЭТИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ СИМВОЛИСТОВ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ИДИОСТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 3 (105). С. 41-46

Представлен анализ заглавий поэтических текстов К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова и З. Н. Гиппиус, вошедших в сборники стихов, датированных началом ХХ в. Выявлены как общие тенденции в названиях лирических стихотворений поэтов-символистов, так и некоторые идиостилевые особенности.

Ключевые слова: теория регулятивности, заглавие как лексический регулятив, типы и виды заглавий

1497
107

Пискунова Е. В. Профессиональная педагогическая рефлексия в деятельности и подготовке педагога // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2005. Вып. 1 (45). С. 62-66

В статье рассматривается сущность профессиональной педагогической рефлексии как необходимого компонента профессионально-педагогической деятельности и представляются основные подходы к исследованию профессиональной рефлексии педагога в отечественной и зарубежной педагогике. Предлагаются практические рекомендации к организации рефлексивной деятельности учителя и рефлексивного обучения в подготовке студентов педагогических вузов.

1495
108

Галкина Татьяна Васильевна МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА XXI ВЕКА: СОЦИАЛЬНЫЕ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ КАК НОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ АУДИТОРИЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 5-10

Впервые в российском музееведении сделана попытка классификации современных музейных проектов. Осо¬бое внимание уделяется образовательным и социальным проектам.

Ключевые слова: музейная педагогика, музейный проект, социальный музейный проект, образователь¬ный музейный проект

1494
109

Гречишкина Светлана Станиславовна, Петрова Татьяна Геннадьевна, Намитокова Аида Айдамировна ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ КАРДИОРЕСПИРАТОРНОЙ СИСТЕМЫ И НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА У СПОРТСМЕНОВ-ЛЕГКОАТЛЕТОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 5 (107). С. 49-54

Рассмотрены механизмы регуляторно-адаптивных возможностей сердечно-сосудистой системы спортсменов, занимавшихся легкой атлетикой. По данным вариабельности ритма сердца выявлено две группы легкоатлетов: с высокой степенью адаптации (47 %) и с напряжением регуляторных механизмов (53 %). В пределах каждой группы определены функциональные особенности и адаптивные возможности дыхательной и нервной систем.

Ключевые слова: адаптация, нервная система, кардиореспираторная система, вариабельность ритма сердца, спирометрия, нейрофизиологический статус, легкоатлеты

1493
110

Аванесов Сергей Сергеевич, Спешилова Елизавета Ивановна АНТРОПОЛОГИЯ ИГРЫ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 4 (119). С. 208-213

Исследуется проблема определения игры как феномена человеческой деятельности. Рассматриваются различные теоретические подходы к исследованию игры: метафорический, социально-психологический, эстетико-культурологический, лингвистический, философско-антропологический. Обосновывается ведущая роль философско-антропологического дискурса в интерпретации игровых практик современной культуры.

Ключевые слова: антропология, теория игры, человеческая деятельность

1490
111

Бабаева И. А. ОБУЧЕНИЕ РЕФЕРИРОВАНИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕКСТА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 53-58

В данной работе говорится о написании учебного информативного реферата. Работа над его оформлением происходит в двух направлениях: производится анализ внешней и внутренней структур научно-технического текста и написание собственно реферата. Для оптимизации данного процесса строится план-опорная схема первичного текста, способствующая составлению плана учебного информативного реферата и его написанию.

Ключевые слова: научно–технический текст, реферат, внешняя и внутренняя структуры текста, абзац, ключевое слово, ключевое предложение, план-опорная схема.

1488
112

Беленко Ирина Сергеевна ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ У ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВЫХ ВИДОВ СПОРТА РАЗНОГО ВОЗРАСТНОГО ПЕРИОДА РАЗВИТИЯ И ТРЕНИРОВАННОСТИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 3 (81). С. 54-58

Обсуждаются вопросы влияния расширенного двигательного режима на психофизиологический статус организма юных спортсменов 10-15 лет. На основании психофизиологических показателей, характеризующих поведенческие механизмы адаптации индивида, определялся уровень функциональной и психологической подготовленности юных спортсменов к тренировочно-соревновательной деятельности.

Ключевые слова: юные футболисты и баскетболисты, психофизиологический статус, нервная система, психоэмоциональное напряжение, адаптация

1478
113

Нарзулаев Сулейман Батырович, Шуклова Людмила Анатольевна ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 39-44

Рассматривается проблема обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, обусловленная несформированностью у этой категории детей различных психических функций, являющихся залогом успешного обучения. Анализ современного состояния данной проблемы и многолетний опыт работы с детьми классов коррекционно-развивающего обучения позволяют сформулировать основные коррекционные задачи образовательно-воспитательного процесса и выбрать соответствующие пути и способы коррекции.

Ключевые слова: Рассматривается проблема обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразова- тельной школы, обусловленная несформированностью у этой категории детей различных психических функ- ций, являющихся залогом успешного обучения. Анализ совре

1478
114

Стародубцев Михаил Павлович КУЛЬТ РАЗУМА, ЗНАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ – ВАЖНЕЙШАЯ ЦЕННОСТЬ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 9 (137). С. 291-296

Дан анализ просветительских взглядов философов, основателей педагогического течения, писателей-просветителей. И русские, и европейские просветители считали, что решить проблемы общества можно через совершенствование обучения и воспитания. Гарантом таких преобразований называли просвещенного монарха. История доказала правильность этой теории на практике на примере западных монархов и Екатерины II в России. Основными ценностями этой эпохи были вера во всесилие разума, общественный прогресс, этические нормы и нравственные категории.

Ключевые слова: общественный прогресс, ценности, приоритеты, просвещение

1476
115

Бабина С. П. Детский билингвизм - как педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2007. Вып. 4 (67). С. 114-116

В статье рассматривается проблема раннего билингвизма. Многие родители не могут адекватно ответить на вопрос: Когда нужно начать учить ребенка второму языку? А так как у них нет готового ответа на этот вопрос, они начинают экспериментировать, что приводит порой к плачевным результатам. Статья дает ответы на эти злободневные вопросы.

1474
116

Глазкова Татьяна Николаевна МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ ПРОФИЛЬНЫХ СПОРТИВНЫХ КЛАССОВ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 180-183

Рассматриваются различные подходы исследования уровня духовно-нравственной воспитанности подростков. Подробно показано изучение эмпатийных тенденций подростков, а также оценка уровня духовнонравственных качеств учащихся учителями, работающими в данном классе.

Ключевые слова: духовность, нравственность, воспитанность, подросток, развитие, эмпатия

1472
117

Петрусевич Д. Ф. Сущностные характеристики девиантного поведения подростков // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 195-198

В работе проводится современный анализ сущности понятия «девиантное поведение подростков», выделяются признаки и специфические особенности отклоняющегося поведения, помогающие отличить его от других явлений, установить наличие и степень развития, рассматривается трактовка смежных понятий и терминов.

Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, педагогическая проблема, нормы, отклонения, делинквентность, трудновоспитуемость, педагогическая запущенность, дезадаптация.

1470
118

Бессчетнова Оксана Владимировна ФОСТЕРНАЯ СЕМЬЯ КАК СПОСОБ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ АМЕРИКИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 40-44

В статье представлен обзор научно-исследовательских и статистических данных по организации и функционированию фостерной (приемной) семьи как эффективного способа жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Проанализированы особенности нескольких видов фостерных семей на основе законодательства Соединенных Штатов.

Ключевые слова: В статье представлен обзор научно-исследовательских и статистических данных по организации и функ- ционированию фостерной (приемной) семьи как эффективного способа жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США. Проанализир

1468
119

Снегирева Людмила Илларионовна ЭВАКУАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ЗАПАДНУЮ СИБИРЬ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ В ТРУДАХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РЕГИОНА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 9 (99). С. 103-108

Дается анализ литературы, посвященной теме эвакуации гражданского населения в Западно-Сибирский регион, показывается степень ее научной разработки, делаются выводы о слабой изученности проблемы.

Ключевые слова: Дается анализ литературы, посвященной теме эвакуации гражданского населения в Западно-Сибирский регион, показывается степень ее научной разработки, делаются выводы о слабой изученности проблемы

1466
120

Баёва Юлия Владимировна МЕТОД ПРОЕКТА КАК СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 2 (117). С. 117-120

Раскрывается современное понимание дидактического понятия «метод проекта». Анализируются подходы к структуре данной технологии, приводится свое понимание, подтвержденное практикой преподавания в вузе.

Ключевые слова: технология, метод проекта, этапы проектной деятельности, работа в мини-группе

1464
121

Нарзулаев Сулейман Батырович, Ковтун Н. В. Использование информационных технологий в коррекционных школах 8 вида // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 3 (77). С. 55-57

Современное образование тесно связано с использованием различных информационных технологий, их преимущества очевидны. Информатика была введена спецшколах, когда появились новые формы образования для детей с ограниченными возможностями. Но специфика контингента требует специальной коррекции задач, методов и приемов информационных образовательных технологий.

Ключевые слова: образование, реабилитация, инвалиды, информационные технологии, проект

1455
122

Чешев Владислав Васильевич Модели поведения «понимающей социологии» М. Вебера в свете категорий «поведение» и «деятельность» // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 78-88

Концептуальные положения «понимающей социологии» М. Вебера рассмотрены в контексте авторского представления о поведении и деятельности. Центральной абстракцией социологии М. Вебера является «целерациональное действие» как максимально доступное пониманию. В статье показано, что идеальной формой целерационального действия является предметная деятельности (или просто деятельность). В отличие от последней социальное поведение определено мотивацией, преломляемой в постановку цели, адекватные средства достижения которой могут не быть в наличии в социальной среде. В этой связи интерпретация (понимание) поведения в принципе нельзя исчерпать целерациональным действием. Понятия «поведение» и «деятельность» представлены автором как формы активности, в контексте которых формируются рациональные и иррациональные составляющие человеческого социального действия

Ключевые слова: «понимающая социология» М. Вебера, целерациональное действие, предметная деятельность, социальное поведение, интерпретация (понимание) поведения, понятие «поведение», понятие «деятельность»

1454
123

Бурцева Елена В. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРИ ОБУЧЕНИИ СЖАТОМУ ИЗЛОЖЕНИЮ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 4 (106). С. 98-102

Представлены основные этапы работы с текстом при обучении учащихся 5-х классов сжатому изложению с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора.

Ключевые слова: Представлены основные этапы работы с текстом при обучении учащихся 5-х классов сжатому изложению с опорой на имеющиеся исследования и педагогический опыт автора.

1453
124

Грекова Ольга Константиновна, Акбаба Тюлай ПРОЦЕСС ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ: ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА ОБОЗНАЧЕНИЯ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2019. Вып. 8 (205). С. 128-135

Введение. Статья посвящена одной из краеугольных, фундаментальных субстанций современного мироустройства (основанного ныне на триаде «материя – энергия – информация») – информации. Процесс передачи информации, актуальный для таких сфер, как журналистика, филология, дипломатия, социология, бизнес, рассматривается в качестве фрагмента картины мира как со стороны содержания, так и со стороны формы. Попытка структурирования процесса на основе достижений междисциплинарного его изучения привела нас к оформлению 11-членной модели. Поскольку языковые (глагольные) единицы обозначения звеньев процесса, по данным крупных современных семантических словарей, предстали разрозненными, разнесенными по разным рубрикам (общим числом 8), подчас мало связанным друг с другом, то, соответственно, появилась необходимость укрупнения масштаба этого блока. Отобранная на основе базы данных лаборатории ЛОКЛЛ филологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова глагольная лексика образовала единый класс глаголов передачи информации, насчитывающий 340 единиц, актуальных для лексико-синтаксического курса русского языка как иностранного (РКИ). Значение передачи информации выступает как сильное (принадлежность лексической семантики), ослабленное (реализуемое только при поддержке контекста) и переносное разных типов. Следовательно, эти типы языковых значений в словаре курса РКИ должны представляться по-разному. Целью настоящей статьи было: 1) сформированный таким образом словарь поставить в соответствие с моделью передачи информации; 2) проанализировать словарь относительно двух позиций разрабатываемой модели: обозначения действия и типа информации (сообщения). Ведущим методом исследования являлся метод компонентного анализа глагольного слова. Результаты и обсуждение. Выяснилось, что глагольная лексика прорабатывает действие передачи информации и качественно, и количественно. При этом проявляются такие качественные характеристики, как отсутствие отправителя и искажение информации разного типа. Количественные характеристики выступают в виде дозирования информации и интенсивности/экстенсивности процесса. Выделены такие глаголы передачи информации (ободрить, обнадежить, вселить надежду, развеселить), которые связаны одновременно с характеризацией и адресанта, и адресата и передают одновременно интенцию отправителя и реакцию получателя. Типизация информации (также связанная с синтагматическими особенностями глагольного предиката), с одной стороны, дает достаточно широкую картину ее разновидностей, а с другой – позволяет определить, хотя и относительно, ее объем. Заключение. Выделенные языковые средства обозначения позиций модели передачи информации предназначены для лексико-синтаксического курса функционального русского языка.

Ключевые слова: структурирование процесса передачи информации, языковые средства обозначения позиций, русский язык как иностранный

1452
125

Слабухо Олеся Анатольевна РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАЖНЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКАХ ПО ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ (НЕМЕЦКОМУ) ЯЗЫКУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 48-52

Рассматриваются основные подходы к определению целей и принципов обучения второму иностранному языку, типология и система упражнений, а также их реализация в современных школьных учебниках.

Ключевые слова: Рассматриваются основные подходы к определению целей и принципов обучения второму иностранному языку, типология и система упражнений, а также их реализация в современных школьных учебниках.

1451
126

Тучков Александр Геннадьевич Теоретико-методологические основы исследовательской деятельности М.Б. Шатилова // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 110-116

В статье впервые рассматриваются теоретико-методологические основы исследовательской деятельности известного томского этнографа, историка 1920–1930-х гг. М.Б. Шатилова. Автор статьи актуализирует внимание на комплексе сложных познавательных процедур, применяемых исследователем в научной практике. В статье также выявлены основные концептуальные положения этнографа, освещена его позиция по ряду проблем традиционной культуры народов Сибири, в частности, самобытной культуры хантов р. Вах. Анализ его взглядов позволяет утверждать, что исследователь был близок к эволюционистскому направлению в российской этнографии, сохранявшему свои позиции в первой четверти XX в.

1450
127

Меньшикова Елена Александровна О ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ ЛЮБОПЫТСТВА И ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 1 (79). С. 88-92

Статья посвящена выявлению психолого-педагогической природы любопытства и любознательности детей. Автор анализирует различные научные позиции исследователей, закономерности развития любопытства и любознательности, факторы, влияющие на формирование стремления ребенка к познавательной деятельности

Ключевые слова: любопытство, любознательность, познавательная потребность, познавательная активность, познавательный интерес

1450
128

Петрова Елена Юрьевна ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЬНЫХ КУРСАХ ГЕОГРАФИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2014. Вып. 11 (152). С. 127-133

Рассматриваются общетеоретические подходы к проблеме учебной деятельности, формированию у школьников универсальных учебных действий. Описывается авторская методика диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся основной общеобразовательной школы (на примере учебного предмета «география»). Методика включает изучение уровня сформированности регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. В диагностических картах приведены умения, составляющие каждое учебное действие, и критерии его оценки на низком, среднем и высоком уровнях. Диагностику осуществляет учитель географии, анализируя устные и письменные ответы учащихся, их работу с учебником, географическими картами, статистическим материалом, работу в группе. Результаты диагностики являются основой для разработки индивидуальной программы развития универсальных учебных действий (УУД) для обучающихся, испытывающих затруднения в овладении универсальными учебными действиями, предусмотренными ФГОС основного общего образования.

Ключевые слова: учебная деятельность, универсальные учебные действия, методика диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий, ФГОС основного общего образования

1448
129

Сивицкая Людмила Анатольевна, Смышляева Лариса Германовна, Смышляев Алексей Викторович РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: ДЕФИЦИТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 12 (102). С. 52-55

Представлена сущностная характеристика компетентностного подхода как формирующейся парадигмы высшего образования в России. Приведены данные эмпирического исследования, отражающие наиболее развитые компетенции в структуре педагогической деятельности преподавателей Томского политехнического университета. Обозначены дефициты методической готовности преподавателей высшей школы к реализации компетентностного подхода и предложены способы устранения этих дефицитов.

Ключевые слова: компетентностный подход, высшее профессиональное образование, профессиональные компетенции преподавателя высшей школы, методические дефициты преподавателя.

1447
130

Горюнова Елена Сергеевна КРИТЕРИИ ОТБОРА ТЕКСТОВ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ ИНОЯЗЫЧНОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ЧТЕНИЮ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 2 (104). С. 60-64

Характеризуется роль чтения иноязычных текстов по специальности в условиях межкультурной профессиональной коммуникации, перечисляются основополагающие признаки текстов, реализующих задачи профессионально ориентированного чтения и предлагаются критерии их отбора.

Ключевые слова: профессионально ориентированное чтение, профессиональная коммуникативная компетентность, информационная культура, макротекст, аутентичность, информативность.

1445
131

Шахманов Павел Ерманович ПРИМЕНЕНИЕ ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОСЛЕ ТРАВМ У СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОСТОЧНЫМИ ЕДИНОБОРСТВАМИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2017. Вып. 1 (178). С. 154-159

Рассматривается вопрос применения средств гидрореабилитации для восстановления работоспособности после травм у спортсменов, занимающихся восточными единоборствами. Разработана методика применения гидрореабилитации, содержащая следующие компоненты: средства и содержание методики, включающие физические упражнения в воде в различных исходных положениях; динамические и статические упражнения; упражнения для растяжения мышц спины и брюшного пресса; дозировка нагрузки; место методики в тренировочном процессе спортсменов; методы обучения; методы организации; методы контроля. Созданная методика стала основой для восстановления спортсменов, получивших травмы.

Ключевые слова: гидрореабилитация, спортсмены, восточные единоборства, спортивные травмы, средства и методы восстановления

1445
132

Санникова Ирина Геннадьевна ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 6 (84). С. 14-17

В статье автор актуализирует необходимость формирования информационной культуры студентов педагогического университета как будущих специалистов современной школы. Также рассматриваются различные подходы к определению понятия «информационная культура личности» с позиции философии, культурологии и педагогики.

Ключевые слова: информационная культура, личность, культура, формирование

1442
133

Буравлева Наталья Анатольевна Ценностные ориентации студентов // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 124-129

Анализируются современные теоретико-методологические подходы к изучению ценностей. Представлены результаты исследования ценностных ориентаций студентов в контексте теории ценностей Ш. Шварца.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации студентов, юношеский возраст.

1442
134

Петросянц В. Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 6 (108). С. 151-154

Отражены результаты теоретического изучения проблемы буллинга в зарубежных и отечественных исследованиях. Раскрывается социальная структура буллинга и дается психологическая характеристика его участников.

Ключевые слова: насилие, буллинг, образовательная среда, «жертва», «обидчик», «свидетель».

1441
135

Чепкасов А. В. ОСОБЕННОСТИ «СУБЪЕКТИВНОЙ КРИТИКИ» Д.С.МЕРЕЖКОВСКОГО (МИФ О ЛЕРМОНТОВЕ - ПОЭТЕ СВЕРХЧЕЛОВЕЧЕСТВА) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 6 (22). С. 30-35

.

1439
136

Хевсокова М. Ю. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ГЕОМЕТРИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 1 (103). С. 21-26

Предлагается методика изучения геометрических преобразований пространства в условиях дифференцированного обучения математике в школе (дифференциация образования в данном случае – это разделение общеобразовательной школы на массовую и профильную), включающая в себя рассмотрение основных вопросов, касающихся введения понятия «преобразование», изучения его свойств, необходимости введения термина «изометрия» и изучения свойств изометрии, рассмотрения взаимосвязей между геометрическими преобразованиями, а также методика изучения композиций преобразований пространства и выделения геометрических ситуаций, приводящих к использованию преобразований пространства.

Ключевые слова: Предлагается методика изучения геометрических преобразований пространства в условиях дифференци- рованного обучения математике в школе (дифференциация образования в данном случае – это разделение об- щеобразовательной школы на массовую и профильную), вклю

1436
137

Кочергин Альберт Николаевич Культура как система // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2008. Вып. 1 (75). С. 109-115

Глобальные проблемы современности актуализируют построение исходной модели культуры адекватной современному миру. Обсуждаются способы и назначения разработки такой модели, которая учитывает сложность системной организации культуры

Ключевые слова: глобализация, модель, культура, система, межпредметные исследования, механизмы-подсистемы культуры

1433
138

Михайлов А. А. Правовая природа и сущность обвинения в уголовном процессе России // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 89-92

Рассматривается понятие и сущность обвинения в уголовном процессе с позиции сходства / различия его в сравнении с иском в гражданском процессе.

1432
139

Ефимова Тамара Николаевна, Кусакин Александр Васильевич БИОРЕСУРСНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЛОТ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 3 (81). С. 91-94

В статье показана ресурсная роль болотных экосистем в биосфере. Рассмотрены основные виды ресурсов болот с перспективой использования.

Ключевые слова: болото, оценка, болотная экосистема, биологические ресурсы, торфяные ресурсы, охрана болот

1430
140

Сотниченко Дмитрий Михайлович ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН. ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ СЛУЖБЫ В АРМИИ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8 (86). С. 104-107

Статья посвящена исследованиям такого феномена, как «жизнестойкость» у солдат и служащих по контракту. Само понятие «жизнестойкость», по мнению автора, более полно раскрывает особенности адаптационных процессов в условиях службы в армии.

Ключевые слова: жизнестойкость, адаптация, стратегии совладания, профилактика

1427
141

Фраш С. С., Максютина Ольга Викторовна ПЕРЕВОД С ЛИСТА КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ВИД ПЕРЕВОДА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2010. Вып. 4 (94). С. 76-81

В статье приведены обзор и анализ отечественных и зарубежных исследований перевода с листа с целью обоснования необходимости создания теоретической и методологической базы данного вида перевода. Авторами доказывается целесообразность изучения перевода с листа как отдельного, самостоятельного вида переводческой деятельности с перспективой включения его в программу подготовки переводчиков как такового, а не в качестве вспомогательного либо подготовительного упражнения при обучении другим видам перевода.

Ключевые слова: перевод с листа, вид перевода, процесс перевода, модель перевода, подготовка переводчиков

1425
142

Руднева Яна. Борисовна РУССКИЕ СТУДЕНТКИ В УНИВЕРСИТЕТАХ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. Вып. 11 (113). С. 41-47

Рассматриваются факторы влияния на интенсивность студенческой женской миграции из Российской империи в страны Западной Европы во второй половине XIX – начале XX в., специфика адаптации русских студенток в инонациональной среде, а также последствия социализации женщин в системе совместного высшего образования.

Ключевые слова: феминизация, совместное высшее образование, вторичная социализация, эмансипация, девиантное поведение, интеллигенция

1420
143

Владимиров Владимир Николаевич Историческая информатика: пути развития // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 1 (52). С. 86-92

Статья посвящена современному состоянию и ближайшим перспективам развития исторической информатики. Подчеркивается значение междисциплинарного подхода в современном историческом исследовании. Подробно охарактеризовано одно из направлений исторической информатики – использование геоинформационных систем для нужд исторического исследования. Определяется объект, предмет и сфера действия исторической геоинформатики. Намечаются возможные пути применения и развития новых информационных технологий в исторических исследованиях.

1418
144

Поваренков Ю. П. Индивидуально-психологическое содержание профессионально важных качеств субъекта труда // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 2 (53). С. 22-27

В статье обсуждается традиционная для психологии труда проблема профессонально важных качеств (ПВК). Выделяются четыре группы ПВК: профессиональной деятельности, профессионального развития и научения, регуляции профессиональной деятельности и форм активности, которые обеспечивают становление субъекта труда. Индивидуальные качества человека, которые являются психологической базой формирования субъекта труда, обозначаются термином «профессионально ориентированные качества» (ПОК). В них, помимо ПВК (профессиональные знания и способности), входят профессионально значимые качества (ПЗК) – профессиональные интересы, установки, черты характера. Таким образом, ПВК-ПЗК – это системные качества, наполненные индивидуальными свойствами, которые соответствуют требованиям метасистемы «социально-профессиональная ситуация развития и реализации субъекта труда». Это формальные интегральные качества данной системы, их содержание определяется целой системой индивидуальных свойств, которые взаимно дополняют и компенсируют друг друга. Далее в статье анализируются результаты эмпирического исследования педагогической толерантности учителей общеобразовательных школ, которые подтверждают сформулированные теоретические положения.

1416
145

Тимофеев Иван Владимирович ВРЕМЯ ОТДЫХА ПО ТРУДОВОМУ ПРАВУ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2012. Вып. 12 (127). С. 161-166

Рассматриваются вопросы правового регулирования времени отдыха в России. Исследуется понятие «время отдыха». Рассматривается история формирования и развития отечественного законодательства о времени отдыха. Анализируются теоретические и практические проблемы, связанные с предоставлением работникам тех или иных видов времени отдыха.

Ключевые слова: время отдыха, работоспособность, утомление, перерывы, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска

1415
146

Биричевская Ольга Юрьевна Массовая культура России и Японии: сравнительный ценностно-смысловой анализ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 7 (58). С. 87-92

Сравнительный ценностно-смысловой анализ массовой культуры различных стран представляет особый интерес, потому что он позволяет выявить как типологически универсальные общие черты современной цивилизации, так и специфические особенности национальных культур, важные для динамики общества в условиях глобализации. Япония и Россия – страны, имеющие уникальные культурные традиции, пережили в 20 столетии радикальные трансформации. Сравнение этих результатов на материале массовой культуры позволяет обозначить их существенную специфику.

1414
147

Микляева Анастасия Владимировна, Румянцева Полина Витальевна СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ: ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 5 (83). С. 129-133

В статье представлены результаты исследования структуры социальной идентичности личности на различных этапах жизненного пути. Показано, что изменения, которые претерпевает социальная идентичность личности по мере взросления человека, касаются, прежде всего, степени иерархизированности ее компонентов, а не содержательных аспектов.

Ключевые слова: личность, социальная идентичность, гендерная идентичность, возрастная идентичность, этническая идентичность

1414
148

Полева Елена Александровна ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ДЕТСКОГО ПИСАТЕЛЯ Г. ОСТЕРА И ОСОБЕННОСТИ ИХ ВЫРАЖЕНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 6 (134). С. 86-92

Исследуются взгляды современного детского писателя Г. Б. Остера на воспитание и формы их выражения. Рассматриваются особенности педагогических и жанрово-поэтических стратегий автора в стихотворных сборниках «Вредные советы», учебниках и книгах по воспитанию детей и родителей.

Ключевые слова: воспитание взрослых и детей, «воспитание от противного», современная детская литература, Г. Остер, «веселый учебник», «вредные советы»

1410
149

Шенделева Е. А. КАТЕГОРИЯ ОБРАЗНОСТИ: ПРОБЛЕМЫ ЛЕКСИКОЛОГИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2000. Вып. 3 (19). С. 73-79

1409
150

Громов Е. В. Развитие уголовного законодательства о преступлениях в сфере компьютерной информации в зарубежных странах (США, Великобритании, ФРГ, Нидерландах, Польше) // Вестник Томского государственного педагогического университета (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. Вып. 11 (62). С. 31-35

Статья посвящена изучению норм уголовных законов США, Великобритании, ФРГ, Нидерландов, Польши, закрепляющих нормы об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере компьютерной информации. Автор отмечает, что предусмотренные в указанных станах составы преступлений могут быть разделены на 2 группы: 1) экономические компьютерные преступления; 2) компьютерные преступления против прав и свобод индивидуальных субъектов и организаций, нарушающие неприкосновенность частной сферы; 3) компьютерные преступления против интересов государства и общества в целом

1408
    В начало Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Вперед В конец

Страница 3 из 135

© 2025 Вестник Томского государственного педагогического университета

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ