№ | Статья | Скачиваний | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
201 | . | 1503 | |||||
202 | В помете различных животных на пастбищах Алтая обнаружено семь видов стафилинид рода Tachyporus (T. nitidulus, T. abdominalis, T. chrysomelinus, T. obtusus, T. pulchellus, Т. pusillus, T. solutus), три из которых (T. abdominalis, T. pulchellus, T. solutus) ранее для помета не указывались. Сделан вывод, что помет привлекает Tachyporus своими топическими свойствами, но не как место концентрации потенциальной пищи. Ключевые слова: экология насекомых, копрофильные насекомые, жесткокрылые, стафилиниды, Tachyporus | 1503 | |||||
203 | Статья посвящена анализу психолого-педагогических факторов, влияющих на успешное обучение. Автор раскрывает содержание понятий «успех» и «ситуация успеха», рассматривает функции, формы и виды успеха, специфику формирования мотивации достижения успеха, критерии успешной учебной деятельности и влияние развития компонентов готовности детей к школьному обучению на их успехи в учебной деятельности | 1502 | |||||
204 | В статье представлено описание внедрения проектной работы на занятиях по профессиональному иностранному языку как пример наиболее полной реализации субъектно-субъектного подхода. Ключевые слова: субъектно-субъектный подход, методы активного обучения, профессионально- личност ное развитие, самоорганизация, инновационная деятельность, проектная работа | 1502 | |||||
205 | 1501 | ||||||
206 | Статья посвящена анализу имлицитного смысла рассказа В.В. Набокова на основе методики выявления импликатов - языковых средств, актуализирующих имплицитную информацию в рамках концептуальной структуры целого текста. Основное внимание уделяется изучению ключевой концептуальной пары живое – неживое. Установлено, что основным приемом создания имлицитного смысла является смещение реальностей в мире текста, что связано с импликатом нарушение постулата отношений в сфере субъекта. Ключевые слова: концепт, концептуальная структура художественного текста, импликат, эксплицитный и имплицитный уровни текста, приемы создания имплицитного смысла | 1501 | |||||
207 | Рассматриваются дидактические особенности знаково-символических средств, анализируются некоторые их аспекты применительно к обучению биологии, приводятся основные принципы проектирования знаковосимволических средств в условиях перехода школы к федеральным государственным стандартам второго поколения, даны примеры современной знаково-символической наглядности, используемой на уроках биологии. Авторами доказана эффективность созданной ими знаково-символической системы, применение которой способствует повышению качества знаний учащихся по биологии, улучшению памяти, увеличению уровня усвоения биологических понятий. Ключевые слова: обучение биологии, наглядное обучение, знаково-символические средства, системно-деятельностный подход, кластер, фрейм, алгоритм | 1501 | |||||
208 | . | 1500 | |||||
209 | Предлагается историко-педагогический анализ понятия профессиональной компетентности, ее структуры, анализируются особенности формирования у учителей сельских школ нормативно-правовой компетентности. Ключевые слова: Предлагается историко-педагогический анализ понятия профессиональной компетентности, ее структуры, анализируются особенности формирования у учителей сельских школ нормативно-правовой компетентности. | 1500 | |||||
210 | Представлен подход к разработке педагогической диагностики социально-личностного развития дошкольников с разными образовательными возможностями в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Отражены цель, принципы построения, направления и содержание педагогической диагностики, раскрыты организация обследования и алгоритм работы с диагностикой, описана система оценки результатов. Педагогическая диагностика социально-личностного развития дошкольников позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка, спланировать педагогическое взаимодействие, исходя из возможностей детей. Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, социально-личностное развитие, педагогическая диагностика, дети с разными образовательными возможностями | 1500 | |||||
211 | Статья посвящена изучению процессов формирования региональной идентичности на уровне этногосударственных субъектов Российской Федерации в контексте проблемы сохранения этнополитической и этносоциальной стабильности. На примере республик Южной Сибири (Хакасия, Алтай, Тыва) выявляются основные тенденции формирования региональной идентичности. Определена роль этнополитического и этнокультурного факторов в формировании регионального самосознания населения южносибирских республик Российской Федерации. Ключевые слова: региональная идентичность, этническая государственность, Республика Хакасия, Республика Алтай, Республика Тыва, современная идеология тюркоязычных народов Южной Сибири, хакасский этнос, алтайский этнос, тувинский этнос | 1499 | |||||
212 | Представлен проблемно-хронологический анализ историографии неолита и раннего металла Верхнего Приобья в период 1950–1970 гг. Предложена содержательная характеристика начальных этапов научного осмысления культурно-хронологической специфики этих исторических периодов. Первый этап (первая половина 1950-х гг.) связывается с работами М. Н. Комаровой, В. Н. Чернецова, Н. А. Чернышева, М. П. Грязнова. Второй этап (вторая половина 1950-х – начало 1970-х гг.) представлен работами В. И. Матющенко, М. Ф. Косарева, М. В. Аниковича. Раскрывается генезис уникальной гносеологической ситуации, выраженной в одновременном возникновении и параллельном развитии двух взаимоисключающих культурно-хронологических концепций. Делается вывод о ключевой роли выявленной ситуации как методологической предпосылки следующих этапов научного осмысления проблемы. Ключевые слова: историография, неолит, энеолит, ранний металл, Верхнее Приобье | 1499 | |||||
213 | Статья посвящена проблеме формирования эстетического отношения к окружающей действительности у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей и поиску новых педагогических условий, влияющих на эффективность процесса эстетического воспитания детей. Это обусловлено необходимой потребностью общества в воспитании человека 21 века, осознающего себя гражданином России и гражданином мира, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности. Ключевые слова: педагогические условия, эстетическое воспитание, традиционная русская культура, дополнительное образование | 1497 | |||||
214 | Исследуется возможность рассмотрения методологических подходов, которые являются важным основанием в решении проблем интеграции в социум, повышения качества жизни детей-инвалидов и их семей. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся прежде всего на социальные механизмы компенсации и адаптации. Реабилитация инвалидов заключается в комплексном, многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения. Анализируются различные особенности коммуникативных исследований детей-инвалидов с ДЦП и рассматриваются их характеристики, которые развиваются по следующим направлениям: клинико-психологическому, психолого-педагогическому и социально-психологическому, где центральное место занимает проблема семьи как важнейшего института первичной социализации ребенка-инвалида Ключевые слова: инвалидность, детская инвалидность, ограничение жизнедеятельности, семья, методологические проблемы, гуманизация, социальная адаптация, эмоциональная адаптация, коррекция, детский церебральный паралич (ДЦП), толерантность, фрустрационная нетолерантность | 1497 | |||||
215 | Исследуется проблема синонимии в медицинской терминологии. Рассматривается проблема правильного использования синонимов различных медицинских терминов. Раскрывается понятие термина в современном языкознании. Рассматриваются основные способы номинации, типичные для общего языка. Анализируя медицинскую терминологию немецкого языка, а также ссылаясь на исследовательские данные в области терминологии, автор доказывает, что термины отражают определенную часть лексико-семантической системы языка и обладают признаками, свойственными каждому семантически значимому элементу языка. Для терминологии характерны основные способы номинации, типичные для общего языка (семантический, лексический, морфологический, а также заимствование из других языков). Терминологии присущи также такие системно-семантические отношения, как полисемия, антонимия, омонимия, метафоризация и синонимия. Тенденции противопоставления терминологии общеупотребительной лексике или игнорирование различий между ними показывают, что и в форме, и в содержании сложно найти существенное различие между термином и словом общеупотребительной неспецифической лексики. По мнению автора, современная немецкая медицинская терминология обладает таким количеством синонимов, что требует постоянной систематизации и упорядочения. В круг синонимического анализа могут быть включены не только простые и сложные по структуре термины, но и терминологические словосочетания и их аббревиатуры. Знание терминов, их синонимических связей между собой чрезвычайно важно для обеспечения эффективной коммуникации. В свою очередь, выделение и теоретическое обоснование объективности существования синонимических отношений в немецкой медицинской терминологии и необходимость их описания опираются прежде всего на признание медицинской терминологии как части в рамках целого общелитературного языка. Ключевые слова: синонимия, медицинская терминология, терминоведение, семантические отношения | 1497 | |||||
216 | Представлен анализ теоретико-методологических основ формирования такой компоненты профессиональной компетентности педагога, как правовая компетентность. Дана характеристика содержания правовой компетентности педагога, основанная на требованиях, предъявляемых со стороны государства и общества. Рассмотрены современные методы правового обучения и воспитания на предмет их эффективности в формировании правовой компетентности будущих педагогов. Выявлено, что правовое образование будущих педагогов должно носить систематический и последовательный характер. Предложены основные направления по совершенствованию современной правовой подготовки будущих учителей. Ключевые слова: правовая компетентность педагога, правовая подготовка будущих педагогов, правовое обучение, правовое воспитание | 1497 | |||||
217 | В статье показано, что, вызывающая сегодня разногласия практическая философия И.Канта, является отправным пунктом при построении постсовременных этических теорий, соединяющих рассуждения об этических перспективах и контурах постсовременности с ретроспективным взглядом на кантовский проект моральной философии. | 1496 | |||||
218 | Рассматриваются отдельные аспекты культуры (ментальный и ситуативный) с точки зрения того, какое место в ней занимает коммуникативное поведение. Тем самым автор обосновывает необходимость выделения категории коммуникативного поведения в процессе обучения иностранным языкам и значимость знаний о нормах общения, принятых в той или иной лингвокультурной общности, в межкультурной коммуникации. Ключевые слова: культура, национальная ментальность, лингвокультурная общность, коммуникативное поведение, культуремы. | 1494 | |||||
219 | Статья посвящена рассмотрению образа героя-творца в русской романтической прозе 30-х гг. XIX в. Среди данных героев можно выделить два типа – аматер и истинный художник. Основа классификации – отношение персонажа к искусству. Раскрыты черты, присущие вышеназванным типам героя-творца. Для раскрытия образа рассматриваемого героя писатели-романтики нередко обращались к экфрасису. Ключевые слова: искусство, экфрасис, художник, живописец, аматер, импровизатор | 1494 | |||||
220 | 1492 | ||||||
221 | Данная статья посвящена описанию фреймовой структуры фразеологизма через поэтапное моделирование его семантической и когнитивной структур и установление корреляции между ними. Анализ фреймовой структуры фразеологизма показывает изменение его значения в обыденном сознании носителей языка по сравнению с семантической структурой этого фразеологизма. | 1492 | |||||
222 | В работе рассматривается роль, особенности и принципы диахронического анализа в лексикографии, в частности при изучении языков специальности. Результаты использования данного подхода при изучении подъязыка специальности «радиационные и плазменные технологии» представлены в данной статье. Ключевые слова: диахроническое исследование, историческая лексикография, первичные и вторичные тексты | 1491 | |||||
223 | В предлагаемой статье представлены основные подходы к изучению феноменов этноса и этничности, получившие широкое распространение в современной отечественной науке. Раскрывается содержание подходов, отмечаются их сильные и слабые стороны, предпринята попытка сравнительного анализа имеющихся концепций и теорий. В статье приводятся определения этноса и этничности; особое внимание уделено проблеме этнической субстанции. Называются основные представители описываемых научных направлений, прослеживается тенденция в эволюции исследовательских подходов. | 1489 | |||||
224 | В данной статье поднимается проблема участия учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей-инвалидов, описывается опыт работы Дома детского творчества г. Качканар Свердловской области. Автор полагает, что в условиях малых городов клубные формы работы с детьми-инвалидами и их родителями позволяют отчасти восполнить существующий дефицит социального и педагогического внимания к проблемам детей-инвалидов и заметно оптимизировать их воспитание и обучение. Ключевые слова: воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья; социально- педагогическая помощь, дополнительное образование, творчество | 1486 | |||||
225 | Рассматривается уровень коммуникативного, психологического и личностного развития детей младшего школьного возраста и делается вывод о возможности формирования готовности к межкультурному иноязычному общению. Овладение иностранным языком на начальной ступени можно квалифицировать как овладение компонентом общей культуры, с помощью которой школьник приобщается как к культуре страны изучаемого языка, так и к мировой культуре. Ключевые слова: формирование готовности к межкультурному иноязычному общению, развитие иноязычного общения учащихся младшего школьного возраста на элементарном уровне, коммуникативное развитие ребенка, восприятие и понимание речи собеседника, личностное развитие, ситуати | 1486 | |||||
226 | В статье предлагается модель управления качеством образования в сельской малокомплектной школе (МКШ), приводятся результаты мониторинга качества образования в МКШ Томской области Ключевые слова: управление качеством образования в сельской МКШ | 1485 | |||||
227 | . | 1483 | |||||
228 | Гендерные аспекты феномена любви | 1481 | |||||
229 | Статья посвящена характеристике развития социальной педагогики в период с конца XIX в. до 20-х гг. XX в. Особое внимание обращается на дискуссии немецких философов и педагогов, посвященные проблемам формирования социально-педагогической науки. Подчеркивается взаимосвязь социально-педагогической тео- рии и практики как в России, так и за рубежом. Раскрываются противоречия развития социальной педагогики в первые годы после Октябрьской революции. Ключевые слова: социальная педагогика, педоцентризм, социогенетизм, прагматическая педагогика, социальное воспитание, свободное воспитание, педология | 1481 | |||||
230 | Рассматривается психолого-дидактический подход к обучению, призванный эффективно решать задачи раз-вивающего образования. Раскрыта сущность, описаны принципы, модели реализации психолого-дидактического подхода в учебном процессе. Ключевые слова: психолого-дидактический подход, система психолого-дидактических принципов обуче¬ния, когнитивное обучение | 1481 | |||||
231 | Изучались психофизиологические особенности организма студентов тувинской и русской национальности, проживающих в экстремальных климатогеографических условиях южно-сибирского региона - Республика Тыва. Показаны этнические особенности студентов в уровне нейротизма, реактивной и личностной тревожности, интровертированности, типа темперамента. Сделан вывод о более низком уровне психосоциальной адаптации тувинских студентов в период обучения в вузе. Ключевые слова: адаптация, студенты тувинской и русской национальности, тревожность, нейротизм, темперамент. | 1481 | |||||
232 | Статья посвящена теоретическим проблемам изучения ономастической лексики в различных фольклорных жанрах на материале языка и фольклора шорцев – одного из аборигенных тюркских народов Сибири. Рассматриваются существующие теории и методики ономастических исследований на современном этапе. Обобщается опыт исследования фольклорных имен собственных в различных языках и обсуждается ономастическая специфика шорского фольклора в зависимости от жанра – героический эпос, сказки, мифы и легенды, пословицы и загадки. Ключевые слова: шорский язык, тюркские языки, этнолингвистика, ономастика, фольклор. | 1481 | |||||
233 | Данная статья отражает общие положения теории лингвистических экспертиз. Лингвистическая экспертиза законопроектов базируется на знаниях науки о языке и общих принципах парламентской деятельности. Поэтому объектно-предметная сущность лингвистической экспертизы законопроектов рассматривается в связи с различными лингвистическими и экстралингвистическими факторами в аспекте юридического дискурса. Определяется различие и взаимосвязь языковых и речевых аспектов лингвистической экспертизы законопроектов, предлагается комплексный подход к проведению экспертизы. Приведены примеры, подтверждающие практическую значимость лингвистической экспертизы законопроектов. Выводы и обобщения, сделанные автором, могут быть использованы для проведения дальнейших исследований по данной проблематике, а также в правотворческой деятельности. Ключевые слова: лингвистическая экспертиза, текст, язык и речь, проект закона, жанр, функциональный стиль, юридический дискурс | 1481 | |||||
234 | Статья посвящена представлению новой в музееведении классификации музейно-педагогических форм деятельности в российских музеях. При этом главным критерием является использование музейного предмета или музейной экспозиции. На основе этого критерия выделяется лекционный блок: лекция как базовая форма и производные формы. К важнейшим характеристикам лекционного блока относятся наличие музейного предмета или музейной экспозиции, а также статичный характер формы. Ключевые слова: музейно-педагогическая форма, базовая форма, производная форма, предметность, статичность | 1480 | |||||
235 | В статье рассматриваются компоненты (культуру общения, культуру речи, культуру внешнего вида и культуру соблюдения нормальной личной гигиены) и средства формирования культуры поведения учащихся младших классов в условиях занятий физической культурой и спортом. Представлены результаты эксперимента проведенного со школьниками 3 - 4 классов и сформулированы выводы | 1479 | |||||
236 | Освещается влияние немецкого романтизма и немецкой философии на творчество Ф. И. Тютчева. С опорой на работы С. Франка, Д. Чижевского, Ю. Лотмана и др. анализируются переклички с философией Шеллинга, с поэзией немецких романтиков (Шлегеля, Эйхендорфа, Тика, Кернера). Ключевые слова: Ф. И. Тютчев, немецкий романтизм, лирика, философия | 1479 | |||||
237 | Статья посвящена жизни и деятельности Василия Марковича Флоринского - первого попечителя Западно-Сибирского учебного округа, устроителя первого в Сибири университета, государственного деятеля и крупно¬го ученого, действительного или почетного члена многих научных обществ Ключевые слова: В. М. Флоринский, Западно- Сибирский учебный округ, попечитель, Сибирский универси¬тет. | 1478 | |||||
238 | Рассматриваются способы пополнения лексики в разноструктурных языках, таких как французский, английский, русский, немецкий и др. ЛСГ цвета может пополняться с помощью следующих способов: словообразование, транспозиция, образование сложных слов, сравнительных конструкций, словосочетаний со словом «цвет», заимствования. Ключевые слова: цветообозначение, словообразование, транспозиция, сравнительный оборот, заимствование, хроматоним | 1478 | |||||
239 | В контексте оценки качества профессиональной педагогической деятельности, в частности различных моделей аттестации педагогов, рассматривается вопрос педагогических стереотипов; предлагается механизм формирования современного мышления учителя. Ключевые слова: педагогические стереотипы, профессиональная педагогическая деятельность, оценка эффективности педагогической деятельности, аттестация учителя | 1478 | |||||
240 | Рассматриваются различные подходы к определению терминов карьера, карьерный рост. Представлен анализ психолого-педагогических исследований в области карьерного роста педагога. Ключевые слова: карьера, карьерный рост, условия карьерного роста, карьерный рост педагога | 1478 | |||||
241 | 1477 | ||||||
242 | В статье на примере дифференцирующего метода описания глагольных категорий современного немецкого языка показана типологическая релевантность различных видов глагольной парадигмы, в существовании которых на синхронном срезе отражаются происходящие в соответствии с общей тенденцией развития системы языка типологически значимые изменения. | 1476 | |||||
243 | Образ идеального студента – это активный, ответственный, целеустремленный, добросовестный, отзывчивый, успешный в учебе человек с обширными многосторонними интересами, основная сфера интересов которого – учеба и будущая профессия. Этот образ складывается из сочетания деловых качеств, особенностей взаимодействия с другими людьми, направленности на многие сферы, с выделением приоритета учебы и будущей профессиональной деятельности, психофизиологических особенностей. Ключевые слова: идеальный образ, студент, качества, личность, взаимодействие, деятельность, сфера интересов | 1476 | |||||
244 | . | 1475 | |||||
245 | Рассматривается вопрос мотивации профессионального саморазвития педагога по использованию интерактивных технологий, раскрывается система подготовки педагога к использованию интерактивного диалога в учебной деятельности, обобщается опыт работы Горно-Алтайского государственного университета по активизации учебного процесса вуза через профессиональную переподготовку преподавателя. Ключевые слова: образование, обучение, мотивация, педагог, саморазвитие, интерактивные технологии, образовательные ресурсы | 1475 | |||||
246 | Анализируется образ главной героини повести «Последний срок» (1970) - старухи Анны. Особенностьюхудожественного решения В. Г. Распутина в изображении героя-праведника становится один из ключевых типовв творчестве писателя - «женщина богородичного типа». В основе воссоздания иконографической фигуры старухиАнны лежат узнаваемые элементы агиографической традиции: смиренное приятие смерти, аскетизм, знаниеоткровение, чудо нетления, характерные для жития преподобнического типа. Ключевые слова: В. Г. Распутин, современная проза, русский тип праведничества, христианская агиография, миф | 1474 | |||||
247 | Сравнительное литературоведение: теоретический и исторический аспекты. Материалы международной научной конференции «Сравнительное литературоведение» (V Поспеловские чтения). М.: Изд-во Московского университета, 2003. 332 с. | 1473 | |||||
248 | Подробно рассматриваются и комментируются научно-теоретические принципы и практические результаты Сборника материалов для описания местностей и племен Кавказа в сборе, систематизации, издании и переводе культурного пласта. На основе конкретных фактов прослеживается история изданий сборника, даются подробные сведения о его структуре, содержании всех разделов, приложений. Отмечается деятельность данного сборника, его значимость и вклад в этнокультурологию. Ключевые слова: СМОМПК, сбор, фольклор, издание, программа, характерные особенности | 1473 | |||||
249 | Рассматривается история возникновения и современное понимание образовательного проектирования, его сущность, цели, принципы, функции, формы и уровни. Представлены основные теоретические проблемы и сложности, имеющиеся на современном этапе разработок педагогических проектов. Дано общее описание процесса педагогического проектирования образовательного контента. Описаны основные характеристики уровней проектирования образовательного контента. На концептуальном уровне предлагается ориентация на профессиональные и личностные потребности развития обучающихся, описанные в рамках авторского потребностного подхода. На технологическом и процессуальном уровнях проектирования образовательного контента представлены технология и общий алгоритм разработки авторского полóсного образовательного контента. Определены цель, задачи и требования к содержанию обучения при реализации технологии проектирования полóсного образовательного контента. Приведены выводы и перспективы дальнейших исследований в рамках технологии педагогического проектирования образовательного контента. Ключевые слова: педагогическое проектирование, образовательный контент, потребностный подход, содержание обучения, технология проектирования образовательного контента | 1473 | |||||
250 | Становление кластеров в современной экономике обеспечивает благоприятный климат для создания среды производства и внедрения высоких технологий. В работе рассмотрен зарубежный опыт формирования и развития региональных кластеров в таких странах, как Италия, Франция, Великобритания, США, Япония. Ключевые слова: региональная конкурентоспособность, региональный кластер, кооперация | 1472 |